Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ярмарка тщеславия

Уильям Теккерей

  • Аватар пользователя
    GrasleG14 августа 2024 г.

    «Подумай, какое ты имеешь право презирать, — ты, чья добродетель — лишь отсутствие искушений…»

    Поистине замечательный роман. После прочтения так много вещей остаётся «на подумать». Нас познакомили с  жизнью большого количества персонажей, описали множество личностей и характеров, рассказали про поступки и решения, навсегда изменившие судьбу героев; но всё это неизменно объединило одно — человек, неидеальный и сложный.

    Весь роман нам повествуется о «ярмарке тщеславия»: о порочных людях, таких, какие они есть, без сильных прикрас или преувеличения. Половина персонажей здесь стремятся к богатству — (и если можно так выразиться) их возглавляет Ребекка. Этих людей я бы отнесла к «верхушке» Ярмарки — они гонятся за деньгами, титулами, признанием и тд. Для них главная цель в жизни — это остаться на этой «верхушке», выжить, не упасть на дно, впав в нищету или бедность. И, мне кажется, именно про это и была основная часть романа. Нам рассказывали о разорении Седли и богатстве Осборна; о суетящихся вокруг мисс Кроули родственниках; обо всех уловках и ухищрениях Бекки, в попытках попасть на эту «верхушку» и иметь деньги. Хотя именно последнее имело для неё хоть какую-нибудь ценность. Вспомним, что Ребекка была несчастна в высшем обществе (во времена её дружбы с печально известным лордом Стайном), так как не имела достаточно средств, чтобы утолить своё самолюбие и нужду.

    Люди же ниже этой «верхушки» имеют иное представление о жизни. Они стремятся быть счастливыми — вспомним Эмилию, которая в романе «представляет» таких людей. Даже живя в нищете, она мечтала не о деньгах, а о полноценном счастье со своим сыном. Доббин мечтал о любви Эмилии, Родон — о любви Бекки.

    Однако не следует объявлять кого-то злыми и порочными, а кого-то — сущими благодетелями и добрейшими существами. Конец книги очень хорошо нам об этом даёт понять. Ребекка открывает Эмилии глаза на её мужа, сама Эмилия несправедливо обвиняет Доббина в совершенно нелепых поступках, тот в свою очередь бросает Джозефа Седли в трудные времена, а Родон бросает Ребекку одну в Англии без защиты и поддержки. И всё же по-прежнему не следует обличать все эти поступки в чёрное и белое. Кто докажет, что Ребекка не преследовала свои корыстные цели, чтобы сделать Эмилию своей должницей? Кто не сможет оправдать поведения Эмилии по отношению к Доббину, ведь она так заблуждалась насчёт своего мужа? Кто поставит Доббину в вину то, что он, который так долго и усердно был рядом с семьёй Седли, под конец просто не смог больше этого выносить? И, в конце концов, неужели Родону следовало остаться рядом с такой женой, как Бекки; изменившей ему, да к тому же не любившей его самого и их сына? Всё это лишь доказывает одно — все мы люди, все неидеальные, и все грешные. И именно в конце романа нам окончательно открывают на это глаза. Больше нет интриг, больше нет нужды, больше нет ревности и каких-то особо сильных чувств. Есть только люди. И все они сделали свой выбор — кто-то женился, с кем-то разорвали отношения, кто-то разбогател и так далее. Они продолжили вращаться на Ярмарке тщеславия, но автор больше не уделяет этому такого сильного внимания. Последние абзацы просто о людях. Без метких и смешных комментариев, которыми так богато всё остальное повествование, без углубления в мысль или осуждения порока — нет. Просто о людях. Какими мы с вами и являемся. А потому «Ярмарка тщеславия» и по сей день остаётся бессмертной классикой, которая заставляет нас задуматься над жизнью, на что-то раскрыть глаза, а где-то перестать осуждать.

    Спасибо, что прочитали эту рецензию)
    Содержит спойлеры
    8
    367