Рецензия на книгу
Слово для «леса» и «мира» одно
Урсула Ле Гуин
aashuvi13 августа 2024 г.
"Слово для "мира" и "леса" одно" Урсула ле Гуин.
Первая глава ударяет волной отвращения к людям. К тому их воплощению, где они считают себя венцом природы. Берут, что хотят. Кого хотят убивают, а кого хотят порабощают. Им не важно, что будет, когда не останется их.
Если "ловеки" – люди, значит, они не способны или не умеют видеть сны и поступать по-людски. Они мучаются и потому убивают и губят, гонимые внутренними богами, которых пытаются вырвать с корнем, от которых отрекаются, вместо того чтобы дать им свободу. Если они люди, то плохие – они отреклись от собственных богов и страшатся увидеть во мраке собственное лицо.
Они не ищут победы пением. Свои корни они где-то оставили – может быть, в том лесу, откуда они прилетели, в их лесу без деревьев. А потому они принимают отраву, чтобы дать выход своим снам, но от этого только пьянеют или заболевают. Никто не может твердо сказать, люди они или нелюди, в здравом они уме или нет, но это неважно.И здесь Урсула умела переводит наш взгляд на мир и самих землян через призму то ли обезьян, то ли людей. Ещё одного эксперимента Хайнсов.
Неизведанные. Непонятые. Неиспорченные. Словно дети. Но в этих детях кроется огромная сила, которая просыпается с пробуждением Бога.
Реалист – это человек, который знает и мир, и свои сны. А вы – сумасшедшие. На тысячу человек у вас не найдется ни одного, кто умел бы видеть сны так; как их надо видеть. Даже Любов не умел, а он был самым лучшим из вас. Вы спите, вы просыпаетесь и забываете свои сны, потом снова спите и снова просыпаетесь, – и так с рождения до смерти. И вы думаете, что это – существование, жизнь, реальность! Вы не дети, вы взрослые, но вы сумасшедшие. И потому нам пришлось вас убить, пока вы и нас не сделали сумасшедшими.Мир их очень интересен. Но именно в рамках их взаимоотношений, сновидений, песнопений. Их почтение к возрасту, традициям, лесу, всему живому и гармоничное разделение быта меня восхищает.
А ведь старухи – явление особое: они говорят то, что думают. Атшиянами управляют старухи – в той мере, в какой у них вообще существует управление. Интеллектуальная сфера принадлежит мужчинам, сфера практической деятельности – женщинам, а этика рождается из взаимодействия этих двух сфер. В этом есть своя прелесть, и такое устройство себя оправдывает – во всяком случае у них.Наличие наших лесов меня немного огорчило. Всегда интересно читать о природе планет, не схожих с землей. Либо это просто мои ожидания. Но это существенно не портит общее впечатление от книги.
Ну и особенно мне понравилось то, что эта книга связала между собой две другие, раннее прочитанные из цикла.
Я теперь понимаю, почему в "Левой руке тьмы" посланник прилетает в одиночку. Здесь, как и там, дружба начинается с двоих.
И я также улавливаю Шевека из "Обделенных". И вроде только посредством изобретённого им Ансибля, а нет. Я ощущаю его след во всех произведениях хансийского цикла. Он для меня, как Радж Любов для Селвера, бога, переводчика, моста между явью снов и явью мира, ещё одного великого человека фентезийного мира Урсулы Ле Гуин.
Разрыв во времени по-прежнему существует для материальных тел, но не для связи. Вы, конечно, понимаете, что АМС для нас как космических видов важен не меньше, чем была важна речь на более ранней ступени нашей эволюции. Он тоже создает возможность для возникновения общества.6216