Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

For Prophet and Tsar: Islam and Empire in Russia and Central Asia

Роберт Круз

  • Аватар пользователя
    DeadHerzog12 августа 2024 г.

    Зеленое знамя Белого царя

    Основной целью книги профессора истории в Стэнфордском университет Роберта Крюса было рассмотрение взаимодействия имперской администрации и значительного мусульманского населения России в Волжско-Камском регионе, в Казахстане и Туркестане с Петра I и до революции. Специалист по России, Афганистану, Средней Азии и исламу демонстрирует, как в то время, когда центральные и провинциальные власти пытались использовать ислам и мусульманское духовенство для создания порядка, улучшения управления и контроля, исламские священники, ученые и миряне в свою очередь старались использовать государственный авторитет и полицейскую силу для своих внутренних разборок - как в сфере веры, так и закона.

    Опираясь на значительное число татарских, башкирских, казахских и русских источников (петиций, полицейских отчетов, губернаторских циркуляров, распоряжений муфтията, судебных решений) Крюс весьма детально и убедительно показывает не только сложности в распространении русского имперского влияния на мусульман (приходилось конкурировать с другими центрами влияния: как научно-религиозного характера - Кабул, Самараканд, Каир, таки политического - Стамбул, Тегеран), но и все возраставшую взаимозависимость и переплетенность интересов гражданских и военных администраторов империи, исламского духовенства и мирского сообщества, и тем самым зачастую воссоздает повседневную жизнь мусульманской общины - на Волге, в казахской степи, в оазисах Согдианы.

    Последовательно и подробно, но без излишнего усложнения (иногда кажется, что автор перебарщивает с примерами, но нет - на самом деле каждый из описанных конфликтов демонстрирует отдельную сторону процесса встраивания "магометан" в имперское юридическое пространство), описано, как центральная власть, пытаясь использовать европейские колониальные практики на своем мусульманском населении для укрепления границы и облегчения дальнейшей экспансии, а также для того, чтоб уменьшить влияние иностранных политических и религиозных деятелей, не только создала с нуля духовную иерархию (скопированную с православной) с четкой вертикалью субординации, но и выделила ее в отдельное сословие.

    Рассмотрены как примеры и как самодовлеющие явления различные аспекты взаимоотношений империи и мусульман - от внедрения похоронного закона (требовавшего хоронить не ранее, чем через три дня, что противоречило шариату) и регулирования матримониальных конфликтов (где, вопреки широко распространенному мифу, женщины играли крайне активную роль - от брачного договора до развода) до вопросов легитимности всей династии в глазах представителей отдельных общин.

    Читается книга достаточно легко, автор конкретен, старательно сдержан и объективен, приводит все возможные точки зрения различных конфликтов, успешно увязывает между собой политические идеи и деятельность конкретных губернаторов. Терминология, зачастую специфичная для ислама и исламского права, интуитивно понятна из контекста и проблем при чтении не составляет. Замеченная в введении склонность автора к подгонке фактов к теории полностью пропадает при переходе от общих размышлений к исторической конкретике.

    Стиль у Крюса весьма ровный, уверенный, хотя и несколько корявый (автора за это винить трудно - чукча не писатель, чукча историк, а вот работников гарвардского издательства попинать за не очень качественную редактуру стоит). Тема изложена убедительно, усваивается легко. В целом же крайне интересное исследование, ловко складывающее довольно сложные и разнонаправленные процессы на огромном пространстве России в целостную и яркую мозаику взаимоотношений имперского центра и колониальных окраин.

    35
    282