Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Илиада. Одиссея

Гомер

  • Аватар пользователя
    Rama_s_Toporom4 января 2015 г.

    Два моих личных открытия в Илиаде.
    1. великие герои плачут мамкам и мамки все разруливают.
    Илиада начинается с распри между Агамемноном и Ахиллом из-за пленной девицы: отец ее, жрец Феба – Аполлона по имени Хрис, предлагает огромный выкуп, но Атрид Агамемнон не соглашается и кара Аполлона обрушивается на ахейцев. Увещевать Атрида сподобился только Ахилл, которому предводитель ахейского войска грозит отнять другую рабыню, ибо ему, предводителю, без награды оставаться не подобает. Тут начинается самое веселое: Хрисеиду все-таки пришлось вернуть папе (молодец Феб, поднажал как следует), Одиссей отвозит ее на корабле домой к Хрису, все танцуют, Аполлон снова дружит с ахейцами, но в замен кунаки Агамемнона забирают таки рабыню у Ахиллеса. Тот сдает барышню без боя, идет к морю и внимание! жалобится своей мамке Фетиде Нереиде, типо – как же так? Мне скоро помирать, я так молод, а славы не стяжал, подвигов не совершил, где обещанные подвиги, часы –то тикают, в смысле капают… да еще и мужик обидел этот, бабу отнял! опозорил!!!!! Фетида, не будь дура, эскалирует вопросик со славой Зевсу, в таких эпитетах, что тому не отвертеться. Зевсом вообще не манипулирует только ленивый. Отец богов какой – то несерьезный и ни разу не мудрый, все им вертят, как хотят, особенно парочка Гера – Афина. Правда один раз он Геру все-таки осадил маленько:


    …тебе не помогут и все божества на Олимпе,
    Если, восстав, наложу на тебя необорные руки…

    В принципе про руки мог и не продолжать – и так страшно: «Если, восстав, наложу…», крупный ведь дядько – то…

    Тем временем, ободренный ложным сном, Агамемнон решается на очередной безуспешный штурм Трои-Илиона:


    …гибели грозной от Трои ничто ни на миг не отклонит!
    Ныне спешите обедать, а после – начнем нападенье…

    Правильно, война войной, а обед по расписанию, Атрид такой душка…

    2. Елена не любит Париса.
    Впрочем, Менелая тоже. Но папке почему-то на жребий не жалуется, хотя папка – Зевс. То ли Афродита ей не дает это сделать, то ли иная причина, аэды тут молчат, как рыбы. Елена – как военный трофей, как вещь, как кубок за первенство, ею помыкает Афродита, причем шантажирует и угрожает. Елену уже крали до Париса (прочитаете Куна, узнаете подробности). Увидев Афродиту, которая приказывает ей топать в покои Париса – Александра, Елена говорит:


    …жестокая, снова меня обольстить ты пытаешь?
    Или меня еще дальше, в какой-нибудь град многолюдный,
    Фрикии град иль Меонии радостной хочешь увлечь ты,
    Если и там обитает любезный тебе землеродный?...

    О как! То есть Афродита ее вручает, кому захочет, как памятный приз? Елена советует Афродите самой спать со своим Парисом, которого бы Менелай на раз одолел, если бы не колдунство…



    …я к нему не пойду, к беглецу; и позорно бы было
    Ложе его украшать, надо мною троянские жены
    Все посмеются; довольно и так мне для сердца страданий…

    Афродита отвечает, что


    «свирепство я на тебя обращу и погибнешь ты бедственной смертью»

    .
    Голливудские сценаристы, вы хоть читали первоисточник, ау??? Еще доказательство еленской не – любви видим после того, как Парис сражается с Менелаем, чуть не погибает от его руки, но Афродита в последний момент его спасает и возвращает за стены Трои.
    А Елене стремно:


    «…с битвы пришел ты? О, лучше б, несчастный навеки погибнул, мужем сраженный могучим, моим преждебывшим супругом!»

    Ну как-то по – иному разговоры с чудесно спасшимися возлюбленными у девиц влюбленных строятся в подобных случаях, вы не находите?
    Парис не парится, говорит, что боги на их стороне и вообще зовет ее в койку. Что думает на сей счет сама внучка Немезеды – Возмездия остается за кадром, то есть за строфами, ибо только что желала ему смерти, от всей так сказать искренней души…
    У Куна тоже есть камень в огород голливудских сценаристов:


    Плакала Елена по Гекторе. От него не слыхала она никогда укора, не видала
    обиды. Всегда заступался за нее кроткий душой Гектор, и благодаря его
    заступничеству не обижали ее и другие. Теперь погиб ее единственный друг и
    утешитель в Трое, где все одинаково ненавидели ее.

    А как же Парис? А никак. Безответственный он какой-то. Как Зевс прям.

    В Илиаде крайне мало Одиссея. Битва Гектора с Ахиллом, который его сначала кругами гонял у троянских стен, потом с помощью Афины (читай: хитростью и обманом) завалил все-таки и душу вытряс, меня не впечатлила. Не сказать, чтобы ахейцы или троянцы как-то были лучше друг друга. Болеть за кого-то из них желания не возникает по мере прочтения. Ну на то он и эпос, бессмысленный и беспощадный.
    Другое дело – Одиссея. Любая хорошая история – это история про путешествие. А тут вам и путешествие длиной в троянскую войну и всякие приключения-подвиги- колдунство - походы в Аид – лавирование между Сцилл и Харибд…В общем, непростые взаимоотношения Одиссея с Посейдоном – это отмазка для Пенелопы, не иначе. А на самом деле, подозреваю, после игры в войнушку, мальчишки заигрались в путешественников и как-то, блин, не заметили, что уже 20 лет прошло, пока старушка Пенелопа кормила дома пол-Европы… Но, думается мне, что если бы кто-нибудь припер к стенке хитромудрого Улисса – Одиссея, да спросил, потрясая аполлоновым луком, что было лучшим в его жизни, он бы не стал ничего менять и путешествие свое назвал бы самым счастливым временем. Ну нравилось человеку предвосхищать свое возвращение, так нравилось, что чуть вернуться не забыл. Великий мудрец, однако.

    На фоне этих эпических произведений книга А.Н. Куна "Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях" выглядит слабовато, но кому-то внесет ясность в мысли, запутанные обилием незнакомых имен и названий из Илиады и Одиссеи, лично мне она в этом плане не помогла, ибо голова моя имеющая красный диплом на историческом факультете, прекрасно в мифах древней Греции и всех ее богах и героях сориентирована.
    Читается куновская книжка легко и понравится тем, кому интересно, но непонятно. Родословная богов-олимпийцев изложена куцо, но доступным языком, еще более скудные сведения о доолимпийском периоде. В принципе, никто не запрещает пытливым умам залезть в просторы Интернета и восполнить недостающие пробелы в своих знаниях, ибо после куновой книги они все равно будут.

    А вместе с ними будут и свои открытия. Плыть к любым Итакам всегда хорошо.

    25
    188