Рецензия на книгу
Yellowface
R. F. Kuang
Аноним6 августа 2024 г.Мрачная изнанка издательского бизнеса
Роман Ребекки Куанг «Йеллоуфейc» приоткрывает закулисье издательского бизнеса, показывает его мрачную изнанку. Правда, к счастью или к несчастью, в России с изданием книг все обстоит немного не так. Нет у нас шестизначных гонораров (серьезно? Кому-то на Западе платят такие деньги за книгу? Ушла плакать в углу), нет и развернутых рекламных компаний книг начинающего автора, на которую издательство делает ставку, и тысячных тиражей – если ты не маститый, известный всем автор – тоже нет.
Зато есть другое, хорошо знакомое и нашим авторам: писательская ревность, зависть к кому-то, кто более, и будто бы незаслуженно, успешен.
Джун Хэйворт и Афина Лю знакомы с колледжа, вот только дебютный роман Джун провалился, а Афина взлетала на самую вершину литературного олимпа. Джун мучается от этой дружбы-соперничества, которая отравляет ее. Но вместо того, чтобы освободиться от токсичной связи, продолжает зачем-то мучить себя. Так и бы продолжались эти созависимые отношения, но в один из дней Афина подавилась блинчиком и умерла на глазах Джун. Что делает Джун? Правильно, крадет новую рукопись своей заклятой подруги и выдает ее за свою.
Теперь у нее есть все, о чем она так мечтала: деньги, слава, всемирное признание. Она заняла место Афины, она может собой гордится… Вот только это еще не финал истории.
Дальше начинается самое интересное. Книга поднимает очень интересные вопросы (пока нас коснувшиеся не в полной мере, но отголоски докатились и до нас): культура отмены в действии – как это происходит. Как раскручивается весь этот механизм, начиная с первого безобидного твита и заканчивая массовым буллингом. Да, Джун заслужила все, что с ней произошло, но сколько людей попали под этот каток, навсегда потеряли работу, ушли из профессии всего лишь за опрометчивое высказывание, шутку.
Расизм. Можно ли обвинить белую женщину из среднего класса в расизме на том лишь основании, что она написала книгу о китайских рабочих (даже если на самом деле книгу написала не она, а этническая китаянка). И самый интересный вопрос – не является ли новой формой расизма то, что любой представитель маргинализированной группы может безнаказанно вылить ушат нечистот на белую женщину на том лишь основании, что она белая: «…они могут запугивать, троллить и унижать таких, как я, уже потому, что мы белые. В наше время женщины вроде меня являются безропотной мишенью». Интересно, правда? Такой «расизм наоборот», но все равно расизм.
Но мне интереснее всего была тема свободы творчества, радости творчества, всего, что делает писателя – писателем. Джун вспоминает годы юности, когда писательство было ее прибежищем, когда оно спасало ее от холода мира. И пусть ее творения были наивны и вторичны, но она чувствовала себя живой, настоящей и знала, ради чего живет. Украв книгу у Афины она получила славу и признание, но потеряла себя, свой голос. Джун боится, что навсегда останется только тенью Афины, что она всегда, даже в ее новых книгах, она будет стоять за ее плечом. Не потеряла ли она в итоге больше, чем получила?
Ну и еще одна интересная тема, освещенная в книге – правда. Существует ли некая объективная доказуемая правда? Или у каждого она своя? А если ты писатель, которому подвластно слово, ты можешь крутить этой правдой так, как твоей душе угодно, заставляя людей поверить в то, чего нет.
Джун, дошедшей до крайней точки отчаяния, есть два пути – навсегда уйти из профессии или перейти на новый уровень лжи. Что она выберет?
Книга классная. Всем авторам от души советую почитать. Много личного отзовется. Ведь у каждого из нас есть своя Афина Лю.233