Рецензия на книгу
Обрыв
Иван Гончаров
modelnom3 августа 2024 г."другая великая "бабушка" — Россия."
Иван Гончаров "Обрыв".
Долгий, долгий роман как в написании так и в чтении.
"Двадцать лет тянулось писание этого романа, - иначе и быть не могло. Он писался, как тянулся период самой жизни", - так писал И.Гончаров об "Обрыве", подводя итоги своей творческой деятельности.
Читая книги, люблю определяться с историческими периодами, в которых живут и действуют герои. Но с "Обрывом" не все "пазлы складывались". Например, Марк - человек, который явно родился не в своё время. Немного поспешил.Эти его листовки, запрещенная литература, свободная любовь. Ему бы сейчас, в наше время, ну или ближе к ХХ веку. Или еще литературной формой - "матрешкой" (роман автора о том, как его герой пытается написать роман).
Это конечно не мое открытие. "Неловким и несвоевременным подвигом" назвал его Салтыков-Щедрин."Такой "Обрыв" кажется романом не из прошлого литературы, а из ее далекого будущего"
Теперь о романе : как читалось, о чем думалось.
Райского даже анализировать не берусь. Он читает книги, о которых я даже не слышала, он ищет себя в среде, которая так далека от меня, он пытается "научить жить" так, как он напридумывал себе. Тем не менее он мил, внимателен к женщинам, добр , влюбчив и честен.
Для меня первая часть романа "Обрыв" это длинная галерея, где на стенах портреты женщин, которые так и не смог изобразить в масле или в карандаше Райский, но которые И.Гончаров увидел как бы его (Райского) глазами.
Я даже немного устала и соскучилась ( все мы устаем, когда бродим по галерее без путеводителя) уже хотелось понять, куда писатель меня ведет. И тут случилась вторая часть романа.
Действие во второй части захватывающее, история обрыва мрачна и страшна. Не даром местные жители избегают его. Автор ярко рисует картины "гордого возрождения" бабушки, личной беды Веры и внутренние перемены , происходящие во всех участниках этой трагедии. У каждого в жизни происходит свой обрыв. Каждый понимает что-то свое.
Ну и конечно, не могу обойти стороной финальный "гимн Женщине - России". Это было неожиданно и тронуло до глубины души:
"За ним все стояли и горячо звали к себе — его три фигуры: его Вера, его Марфенька, бабушка. А за ними стояла и сильнее их влекла его к себе — еще другая, исполинская фигура, другая великая "бабушка" — Россия."9405