Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Tokyo Zodiac Murders

Содзи Симада

  • Аватар пользователя
    Аноним31 июля 2024 г.

    Одно убийство, два сыщика и тысяча японских имен

    1936 год. Вся Япония взбудоражена чудовищным убийством - вырезана вся семья художника Умэдзава - погибли он сам и шестеро его дочерей. Но удивила жителей Токио даже не сама трагедия (убийствами как таковыми в предвоенной Японии, вероятно, было шокировать уже непросто),  а способ их совершения и сокрытия. Тела жертв расчленили и захоронили по всей стране, будто опираясь на какой-то жуткий трактат полоумного средневекового алхимика, сочетая части тел по принципу зодиака в надежде создать женский вариант монстра Франкенштейна - Азот.

    Сорок три года лучшие полицейские страны восходящего солнца бились над загадкой - кому могло понадобиться столь жестокое преступление, какой в нем был смысл (да и был ли вообще) - бились-бились, и так ничего и не достигли. Официальная версия - в момент совершения преступления в Японии еще не использовали дактилоскопию, а потому при отсутствии свидетелей или неопровержимых улик практически любой криминал превращался в "висяк". Неофициальная версия - господа, давайте еще раз взглянем на год. Вы всерьез думаете, что хоть кому-то в ближайшее десятилетие будет не все равно на какое-то убийство художника?...

    Но - время шло, война завершилась, экономика воспряла, и вот уже 1979 год, детектив-астролог Киёси Митараи со своим верным доктором... иллюстратором Исиокой не только стебут своих конан-дойловских близнецов, но и решают загадку дней минувших все-таки разгадать. И вываливают на нас еще вагон фактов  - предполагая вместе с автором хонкаку-детектива, что читатель-то уже давно в курсе, кто убил несчастных Умэдзава, ведь уже к 279 странице у читателя есть:

    - упоминание половины географических объектов Японии, их широта и долгота

    - имена и род занятий всех знакомых убиенного семейства, их краткие биографии

    - трактат на тему "создай Азот из подручных материалов" с комментариями автора и подробным описанием каждого из убийств.

    Нет у читателя зачастую одного - желания исполнять работу двух детективов и самому в этом скопище информации разбираться, благо что уже к сотой странице википедия полнится закладками мест, в романе так или иначе упомянутых, но к цели ни приближающих от слова "совсем".  Да, для популяризации внутрияпонского туризма книга делает немало, это точно, но вот прибавляет ли она желания читать серию (а приключений грустящего над своей фамилией Митараи хватило на целую полку) дальше - большой вопрос.

    Не скажу, что читать "Токийский детектив" не интересно. Вполне и очень - особенно первая часть, идущая как дневник убийцы, диву даешься, как такое можно распланировать и воплотить (и, как верно замечали в рецензиях - это ж какой удачей для свершения надо обладать). Вторая - собственно расследование, хоть и написано более живо за счет диалогов детектива и его помощника, уже не так интересна - нам ведь по сути пересказывают уже прочитанное с другой точки зрения.

    Возможно ли разгадать загадку самому? Вероятно, да, намеки на это встречаются, хотя тот принцип, что применяет Митараи, вряд ли придет кому-то в голову. Но - станете ли вы это делать?..



    4
    131