Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Машины Старого мира

Гэбриэл М. Нокс

  • Аватар пользователя
    reader-503020929 июля 2024 г.

    "Страх - понятие деструктивное, если постоянно жить в страхе, то можно не жить вовсе. У нас есть надежда. Пока она нас не подводила."

    Вот тут я и задумалась, насколько же великое чувство надежда. Сколько всего человек может выдержать, если в его душе теплится хотя бы малая частичка надежды на лучшее.

    Книга, начинавшаяся как фантастика с примесью фэнтези, переросла для меня постепенно в серьезную антиутопию.

    Но для начала представим мир, полностью очищенный от достижений науки и техники. Машины на двигателях, устройства, конструкции, то есть все, к чему так привыкло современное общество, забыто и более того предано порицанию.
    Теперь миром правят маги. Зачем нам наука, которая может соперничать с властью магов, вдруг еще не дай бог эта власть пошатнется.

    "Как ловко маги стерли границы между удобной обыденностью и запретом. Все, что теперь вызывалось магией, даже элементарная искра, в обычной жизни становилось незаконным. А если все же пользоваться чем-то незаконным тебе приходилось и никакие меры не отвращали от важного для жизни действия, то маги всучивали потенциальным нарушителям высоченный налог, постепенно загоняющий население в кабалу займов, производимых у тех же самых магов. И ничего поделать с этим нельзя. Не попрешь же ты на магов с лопатой и веником?"

    Общество магов, упиваясь своей властью, стало развратно, пошло, глупо и корыстно. Но семьям внешних кругов приходилось играть по их правилам, устраивая пампезные приемы, отдавая своих детей работать моделями через постель старых извращенных магов.

    Так, в этом мире сошлись она - бунтарка, нежелающая жить по навязанным правилам и в тайне лелеющая мечту создать что-то грандиозное и не зависящее от магии, и он - заложник по воле семьи системы, популярная модель и мужчина мечты миллионов.

    А дальше... дальше еще один мир для сравнения. Мир, очищенный от магии, мир, где люди привыкли работать, жить дружно и получать по потребностям. Нет системы денег, нет соперничества, нет стяжательства. Прекрасно утопичный мир. Но везде есть свое но

    И тут опять автор поднимает глубокие нравственные проблемы. Общество не имеет почти больных и слабых членов. Те немногие - это те, кто получили увечья уже при жизни. А вот, если дети рождаются слабыми, то их усыпляют. Жестоко, цинично? Или гуманно? Ведь, оставляя в живых такого ребенка, они обрекают его на мучения да и свободных рук выхаживать его в этом идеальном мире нет.

    Этот момент в книге меня очень зацепил. Мне хотелось крикнуть врачу, принимающему такое решение, что может стоит придумать лекарство, пойти учиться, чтобы была возможность помочь таким детям, а не примерять на себя роль Бога и решать, кому жить, а кому нет?
    В общем, с правилами и данного Общества я не согласна.

    Я не рассказала вообще про средний круг. А в среднем кругу зреет восстание недовольных властью магов.
    "Размышления - это яд для магии. если люди начнут думать, нам однозначно придет конец".
    как и кто вообще становится революционером? Вы задумывались, до каких крайностей нужно довести человека, чтобы он начал сопротивляться более сильному?
    Нищета и бедность не аргумент. К этому привыкаешь.
    Это как в песне "Наутилуса" -
    "Нищие молятся, молятся на
    то, что их нищета гарантирована"

    А вот бездействие, приведшее к гибели близкого человека, может разжечь в сердце столько ярости и ненависти, которая выплеснется в стойкое противостояние.
    Так что, Нис Пакса - однозначно мой герой и человек, заслуживающий глубочайшее почтение.

    Что могу сказать про финал? Я ждала, что он будет, как у большинства антиутопий, серый, мрачный, безнадежный, а тут осталась светлое чувство, что хотя бы на какое-то время будет создан новый мир, более правильный, с настоящими ценностями, но, повторюсь, это всего лишь на какое-то время ибо люди во все времена и во всех мирах увы одинаковые.

    "Если запретить молодому человеку строить свою судьбу так, как ему заблагорассудится, он постепенно отравит землю своего надзирателя."

    4
    18