Рецензия на книгу
Размышления
Марк Аврелий
Аноним29 июля 2024 г.Всё следует делать, обо всём говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним.Марк Аврелий является, наверное, самым популярным стоиком в мире. По крайней мере, сегодня вокруг знаменитого римского императора витает едва ли не флёр святости. Им восхищаются, его восхваляют, ну и конечно же — жалеют. Неудивительно. История императорской семьи, пронзительности и накалу которой позавидуют лучшие драматические картины, давно заслуживает плаксивой голливудской экранизации.
Не событие это (повергающее в печаль) является несчастьем, а способность достойно перенести его — счастьем.По разным данным, у Марка было от 12 до 14 детей, но только один сын — Коммод, тот самый император из фильма «Гладиатор» — да четыре дочери пережили отца. Фаустина, его жена, славилась, так сказать, легкомысленным поведением и, если верить слухам, печально известного наследника родила не от Марка, а от какого-то гладиатора. Однажды она склонила одного аристократа к мятежу против собственного супруга; разделила ложе с зятем (мужем дочери) и потом отравила его. При всём при этом сам Марк, снисходительно относившийся к христианам, по отношению к Фаустине проявлял поистине христианское смирение и отзывался о ней строго положительно. Как и подобает добродетельному человеку.
Лучший способ оборониться от обиды — это не уподобляться обидчику.В отличие от того же Эпикура, Марк Аврелий — гений признанный, заслуженно прославленный в веках, а потому и дневники его, по мнению большинства, гениальны. Их модно читать, ими модно восторгаться, и в определённых кругах их модно цитировать. Но всё-таки потенциальному читателю, неконформному и далёкому от интеллигентских трендов, следует знать, с чем ему придётся столкнуться.
Вне зависимости от того, сколь велик Марк Аврелий, его книга, издававшаяся у нас под названиями «К себе» и «Наедине с собой», прежде всего является сборником дневников. То есть изначально эти записи не предназначались для публикации. В них очень много повторов, метаний, самоубеждения, космизма, метафизических размышлений, не пригодных для современности и идущих иной раз вразрез с нашими представлениями о мире. Поэтому вывод такой: если есть желание познакомиться с дневниками как инструментом работы над собой, то тексты Марка Аврелия, может, не лучший, но достойный вариант. Однако если хочется приобщиться именно к стоицизму, то я бы рекомендовал обратиться к современным авторам и современным практикам. Это будет более разумно и плодотворно, ведь стоицизм является, прежде всего, практической философией. Философией действия.
Поутру следует сказать себе: «Сегодня мне придётся столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми. Эти свойства проистекают от незнания ими добра и зла. Я же, познавший прекрасную природу добра и постыдную — зла, понимаю и природу тех, кто заблуждается. Они мне родственны не по крови и происхождению, а по божественному соизволению и разуму. Я защищён знанием от их зла.6861