Рецензия на книгу
Ганнибал: Восхождение
Томас Харрис
Аноним29 июля 2024 г.ДОМ НЕ ПОМОГ
"...это не слишком целительное зрелище - дом, где прошло твоё детство, но это помогает понять, сломался ты или нет, и если сломался, то как и почему - при условии, конечно, что ты хочешь это понять..."
Сей книгой можно было и ограничить историю о Ганнибале Лектере. Считаю, что это самая логичная и сюжетно-выверенная часть во всём цикле.
Здесь мы узнаем, как знакомый нам всем доктор Ганнибал Лектер становится злобным гением. Атмосфера и пейзажи выдержаны бесподобно. Сюжеты из детства - самые яркие картинки во всем цикле. Очень трогает сюжетная ветка с сестрой Ганнибала. К Мике реально привязываешься. Это живой ребёнок, нуждающийся в заботе и тепле. Красиво и живо показана любовь брата к сестре за счёт его попыток защитить.
Читать легко и приятно, особенно описания интерьеров, городов, природы.
На этом плюсы кончаются. Здесь их, в любом случае, больше, чем в других частях, но без минусов не обошлось.
Один из главных минусов - вбросы экшен-сцен. Эти сцены до ужаса не натуральны, совсем не вяжутся с ностальгическим повествованием. Почти все они связаны с убийствами ради мести. Единственным живым, если можно так выразиться, было убийство Дортлиха. Оно как раз в стиле Ганнибала - жестокое, со вкусом, под любимую песенку его сестры. Остальные же похожи на вырезки из фильмов о Джеки Чане, с какими-то катанами, взрывами, драками на мечах. Здесь уже чувствуется влияние боевиков 1990-2000х, которые делали акцент на зрелищность. Видимо, автор хотел таким образом добавить искры, но только испортил атмосферу.
Второй существенный минус - чрезмерная частота смены локаций. Зачастую они идут в одной главе, без разбивок. Приходится перечитывать несколько страниц, чтобы найти эти переходы.
Переходов нет не только в смене локаций, но и в действиях героев. Особенно чувствуется в динамичных сценах, где читатель должен точно представлять картинку. Вместо этого в голове каша из глаголов и очередное перечитывание. Все драки остаются смазаными пятнами (особенно та, что была в доме Владиса Гуртаса).
Что там было? Какой-то замес, Ганнибала взяли, потом всё рвануло - вот такие остаются воспоминания и впечатления.
Сам Ганнибал остался нераскрытой картонкой. Он не проявился как личность и герой в других книгах цикла, и все надежды я возложила на эту часть. Я не увидела в нём злого гения. Мало того, что все попытки что-то построить разрушились в "Ганнибале", так тут и становление пошло по одному месту. Да, он мстит за сестру и семью, война ему поломала психику. Он отомстил всем, кто ел Мику в том охотничьем домике.
Но как он перешёл к убийствам в дальнейшем? Вот он в конце едет в Америку, в конце чувствуется лёгкий минор и спокойствие. Он отомстил, всё. Почему тогда продолжил убивать и есть? По какому принципу он отбирал жертв в дальнейшем? То ведь были обычные люди, не нацисты, не массовые убийцы.
Я так и не поняла, что он увидел в Клэрис от Мики, хотя третья книга намекала на раскрытие этой ветки. Ганнибал рассыпался, и вместо цельного образа читатель получает четырёх разных героев в каждой из книг.
https://t.me/zhiznananasaСодержит спойлеры287