Рецензия на книгу
Альтист Данилов
Владимир Орлов
Аноним29 июля 2024 г.Я терпеть не могу магический реализм, поэтому мне сложно оценивать книги этого жанра. Оно внутри себя, может, и хорошо, но мне всё это кажется бредом сумасшедшего. Более того - неприятным бредом. Мне физически противно было читать глюки Данилова в Колодце Ожидания. Я не понимаю, что это. Хуже того - я не хочу это понимать.
На счастье, здесь были ещё всё-таки реалистичные отрывки. И вот с реализмом могло быть всё интереснее. И идея книжки-то неплохая. Вот живут люди, и хочется им выразить себя, в науке, в искусстве ли - а тут быт заедает, брюки в химчистку нести надо, на концерте для приработка сыграть. И бегут все не пойми куда, и поговорить бы о музыке, да некогда, приходится решать оргвопросы, говорить по делу. Вроде и сделаешь какое-то большое и хорошее дело - тут пойдёшь мучиться сомнениями, хорошо ли оно, нужно ли, не бред ли, не слажал ли ты. Все, кто хоть чуточку любят свою работу и считают её хоть капельку важной, думаю, с подобным сталкивались, более всех - несущие основную нагрузку по быту женщины. И казалось бы – какой Орлов молодец, как здорово и живо вот этот вот феномен описал.
Но боже мой, как противны мне его персонажи! Судя по всему, Орлов писал для себя, про себя и про свой ближний круг общения - столичную позднесоветскую творческую интеллигенцию. Лично для меня это существа с этической точки зрения крайне сомнительные, а для Орлова вот - самый смак, высшая каста. Данилов - вот из них. Для автора это человек с тонкой душевной организацией, исключительно гуманистических принципов, не скандалист и не бунтарь, но свободный внутренне фрондёр, живущий исключительно высшими духовными интересами в отличие от серой массы и нахрапистых баб типа Клавдии. И была б даже мила вот эта сатира на позднесоветскую действительность и хлопобудов, если б не вот этот вот всепоглощающий снобизм автора и его заглавного персонажа. Особенно смешно, что основная часть претензий высокудоховного автора к действительности сводится к тому, что ему, такому высокодуховному, не обеспечивают достойный его уровень потребления и не дают сосредоточиться на высоком, отвлекая всякими брюками в химчистке и потчуя невкусными железнодорожными обедами вместо мишленовских блюд - а он-то молодец, даже сквозь это творит аки Бах, хотя Баху-то без быта было легче. Насчёт творцов без быта вопрос спорный и многогранный, а вот снобизм бесил конкретно. Вроде и по-доброму относится Данилов и к Клавдии, и к водопроводчику Коле, и к домовому Беку Леоновичу помогает, но всё это с каким-то нехорошим привкусом «да нормально я отношусь к быдлу, у меня даже есть друзья быдло». И напрасно сравнивают «Альтиста Данилова» с восхитительным «Понедельником…» молодых Стругацких: нету у молодых – подчёркиваю - Стругацких ни презрения к недостойной действительности, ни к окружающим людям.
Единственное, что серьёзно порадовало у Орлова, так это то, что он в курсе, что русские топонимы среднего рода склоняются – к Останкину, от Останкина, над Останкином. Господи, неужели всего сорок лет назад хотя бы писатели об этом помнили! Вот эти орфографически-топографические пассажи Орлова хочется распечатать и наклеить в общественном транспорте, ибо больно слышать это убогое несклонение.4365