Рецензия на книгу
Бессмертник
Надя Сова
WinterSunflower27 июля 2024 г.Возвращение в Ладный мир
Итак, я снова в Ладу, который не всегда в ладу с самим собой и Кот его знает, что там ещё с этим миром может случиться... Но как бы то ни было, я рада быть здесь. Бродить его тайными тропами, открывать секреты и складывать в шкатулку, точно драгоценные бусинки-воспоминания — талисман охранный и силы дающий.
Если всё-таки сравнивать со «Станцией Лихо», то характер у этой истории совершенно другой. Будь книги людьми, я сказала бы, что «Лихо» - видавший виды попаданец, против воли втянутый в чужие разборки и порядком уставший от этого. И, как следствие, мрачный и пессимистичный до нельзя. А вот «Бессмертник» - дело другое. У него тоже проблем по горло, если не до самой макушки, но надежды на лучшее он не теряет и заражает этой надеждой других, вопреки светлой грусти и ряду трагичных потерь. Я вот, например, заметила, что переключился не только тон повествования, но даже язык, каким Надя Сова пересказывает историю, найденную в Ладу. «Станция Лихо» - как тёмный омут, дремучий лес. Что-то обрывочное, непонятное, местами страшное даже. Будто тебя вместе с главными героями кинули в новый мир и пробирайся там на ощупь самостоятельно, как знаешь. А ты не знаешь. Ничегошеньки не знаешь — ни законов, ни правил, ни заветных лазеек. В «Бессмертнике» же напротив - Ладный мир ощущается близким и очень знакомым. Он по прежнему удивляет и заставляет плутать в поисках ответов, но уже не пугает до смерти. Если, конечно, это не какая-то его светлая сторона и где-то в тумане не прячутся жуткие монстры...
Так читатели и читательницы проходят в пару скачков длинный путь от попаданца к бывалому путешественнику. Сначала по воле автора выпав из зоны комфорта раз и навсегда, так и не сумев совладать со стрессом и обстоятельствами, но получив покой, потому как ничего иного и желать уже толком не мог. А потом, когда мир привычный выворачивается наизнанку, отыскивает себя настоящего или нового и научается принимать, сживаясь со всем необычным. И всё это можно сказать не только о читателях, но и о героях вышеупомянутых книг.
Собственно, мир в «Бессмертнике» вроде бы тот же самый, но всё-таки немного другой. По прежнему ненадёжный (хотелось бы попрочнее под ногами почву иметь, а то никогда не знаешь, что за нечисть из-за поворота выпрыгнет). Всё то в нём под спудом, сокрытое, близкое, но едва приметное. Надо быть очень глазастым и очень чутким, чтобы ненароком не упустить чего-то важного. Получается крутой такой микс чего-то сказочного и современного. В «Лихо» Лад был интересный, но мрачный, умирающий, а тут показался более ярким, красочным, полным жизни. Или, может, это только иллюзия? Очередной фокус Ладного мира и всезнающего Кота?..
Теперь история не бежит наперегонки сама с собой, сменился темп. Он медленный, плавный, со вспышками-поворотами. О некоторых из них можно было бы догадаться. Чего-то ещё не хватает, чтобы заполнить пробелы. А где-то аж плакать хочется, потому что уже знаешь, какое будущее уготовано тем или иным персонажам. Для меня тут только одна неприятная загвоздка: мне очень сложно без лиц! Потому что не у всех персонажей есть подробные описания. Не то, чтобы я совсем не могу их придумать, а слишком разные облики подходят им всем. Они так точно часть Ладного мира, в котором путник не верь глазам своим, но воспринимай всё сердцем, если хочешь сделаться своим.
Что касается персонажей, то я как-то упустила момент переключки Ворона с «убью тебя» до «р-р-евную дур-р-ру». Но мне очень хотелось бы узнать о его прошлом и будущем. Уж очень заинтриговал, столетний чёрт. Понравилась и разбила сердце идея с Пограничниками. Побольше подобного стекла, пожулйста. Зоя, Глеб, Як — ощутимый укол не заживших ран. Тонкая, но прочная ниточка между этой сущностью Ладного мира и той, другой, ныне утеряной. Странные, наивные, хрупкие друзья Норы, непонятный до конца, но ни разу не вызвавший симпатии Скат Иваныч и отсылка на медведей (помню-помню, что медведи не так то просты). Здесь всё так крепко и умело сбито, что придираться просто бессмысленно. Понравилась бабушка Норы (вообще люблю всех улыбчивых мудрых бабушек), сама Нора и то, как она вела себя при столкновении с трудностями. Конечно Брют с Шепелявым и их странная, забавная, но такая тёплая дружба! И Рой, как замысел, как персонаж, как сущность чего-то такого же сильного, многогранного и единого. Да и Кот хорош, чего уж там!
Не смотря на свет и ощущение большей красочности и яркости от этого романа, в то же время всё как-будто бы стало жёстче. Но и красивее, сильнее эмоционально. Ощутимо больше стало отлично прописанной драмы и какой-то внутренней теплоты между строк. А теперь я, противореча себе самой скажу, что сравнивать всё-таки глупо. Ведь это две части одного целого, ещё не собранного в полной мере. Как здорово, что Надя Сова нашла свой мир и готова им с нами делиться. Говорят, Ладный мир умирает, но, может, он всё же ещё поборется, кто знает? Лично я не против провести там отпуск. Даже если рискую утратить себя нынешнюю и вернуться кем-то совершенно другим. Ведь за это мы все и любим хорошие истории, за то что они нас перекраивают и учат, разве не так? Это, по-моему, одна из таких историй.
- июнь 2024
6308