Рецензия на книгу
Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)
Михаил Булгаков
evanyan25 июля 2024 г.Кому что нравится
Мастеру, вот, нравится, чтобы никто не трогал, Маргарите — мастер, Коровьеву и Бегемоту — в карты играть, Пилату — когда голова не болит, Воланду — сильные Маргариты. Мне нравится, когда автор не выплескивает обиды на бумагу так явно, что даже неловко становится уже на пятом эпизоде подряд, где он руками своих героев наказывает кого-то из окололитературной тусовки.
Понимаю, Михаил Афанасьевич, Москва — безбожный город, нет в нем счастья, и приличным героям там только страдать и остаётся. Понимаю, что все литераторы в московской клике вам не нравятся, понимаю, что квартирный вопрос испортил москвичей и они испортили жизнь писателю (может быть, даже вам). Понимаю, что наказать надо всех до самого последнего буфетчика и модницы за то, что поддаются грехам и порокам, а Маргариту, которая изменяла мужу (в Библии что-то про это было карандашиком, да?) и стала служить сатане ради близкого человека, можно все простить. Понимаю, что все это у нас проходит под грифом «настоящая, верная, вечная любовь». Понимаю, но... Не понимаю, наверное?..
Поэтому, несмотря на яркое описание мракобесия что мистического (руками Коровьева и Азазелло), что обыденного (работники Моссолита и Варьете тоже не лыком шиты), «Мастер и Маргарита» — это не сердцу, а уму. Вот тут интересно про внутреннюю чиновничью кухню в театре, здесь — про Иешуа, но в целом для общего развития.
Если что-то здесь бесспорно, так это погружение в сумасшествие Мастера — то, как вменяемого, адекватного человека превращают в того, кто осознаёт себя через несколько месяцев пустоты в подворотне в пальто без пуговиц и идёт сдаваться в скорбный дом. А дальше — все как будто и вправду какой-то лихорадочный сон Ивана Бездомного. Как жаль, что он ему всё ещё снится.
Да, после двадцати пяти понимаешь в книге и вправду в разы больше даже без литературоведческой справки из учебника: все эти нехорошие квартирки, хитросплетения взаимных интересов и тени по углам воспринимаются иначе, как и яркий и жестокий портрет общества дцатых годов, который не особенно изменился со временем. А особенно хорошо понимаешь, что если бы попался на жизненном пути человек, который лечил мигрени одним взглядом, тоже бы за него с Синдарионом поборолся.
10394