Рецензия на книгу
О дивный новый мир
Олдос Хаксли
AnnyKaramel26 декабря 2014 г.О дивный новый мир! Мир без катаклизмов и потрясений, мир, полный услаждающих основные инстинкты развлечений, мир беззаботный и стабильный. О дивный новый человек! Человек версии 2.0, обновленный, модифицированный, с заблокированными функциями физического изнашивания и эмоциональных переживаний, с отключенными плагинами заботы, ласки и внимания, с расширенным пользовательским набором основных потребностей и увеличенной оперативной памятью под их выполнение.
Ну чудо же, чудо, да?!
Нет.
Вот уж спасибо, товарищ Хаксли, вот уж удружил. Так пнул по мозгу, что мысли во все стороны полетели. Самое главное - не скатиться во время прочтения в кликушество и сетование об ужасном, ужасном, безнравственном мире и ужасных, ужасных, бездушных людях. Однако мне, как человеку эмоциональному (я бы даже сказала - излишне эмоциональному), страдающему всякой всячиной вроде повышенной чувствительности, непреодолимой тяги к получению новых знаний, склонности погружаться в размышления и высоко ценящему кровные узы, было в этом мире душно. Да, где-то мерзко, где-то даже страшно, но более всего - душно. И даже запаховый орган, краники с духами и вертопланы меня не прельстили. Ни капли.
А если серьёзно, то книга действительно вызывает целый сонм разнообразных мыслей. И мир этот, дивный, - ни что иное, как вывернутый наизнанку тоталитаризм. Действительно, зачем контролировать людей через страх, когда у них есть и другие органы чувств? Силой и страхом внушать людям единственно верную идеологию, заставлять их поверить в непоколебимость неких сводов норм и ценностей при нынешнем плюрализме мнений и [относительной] свободе передвижения затратно и малоэффективно - они же немедля примутся сравнивать и сопоставлять, даже указывать пальцем "а вот там...", "а вот здесь...". Можно, конечно, попытаться ограничить их занавесом, чем выше и железнее - тем лучше, но всегда ведь найдутся пытливые и излишне любопытные умы, старающиеся подпрыгнуть повыше и заглянуть за него "а там как?". Конечно, можно эти пытливые умы жесточайшим образом покарать, лучше всего показательно - чтоб другим неповадно было. Но всегда ведь найдутся те, которым и это придётся не по нраву. И так одно тянет за собой другое и подрывает святую святынь каждого государства (или всё же лучше сказать правительства?) - стабильность.
Так к чему такие усилия, когда можно лучезарно-улыбчиво предоставить каждому индивидууму полнейшее, даже через край, удовлетворение основных его потребностей. Заодно уж и прихватить эту ужасную, пугающую свободу выбора, заранее определив его место в социуме. Сытый и довольный [удовлетворённый] индивид, избавленный от всяческого рода треволнений и сам не захочет покидать тёпленькую и уютненькую зону комфорта. А когда сравнивать не с чем, а чувство дискомфорта либо отсутствует, либо приравнивается к головной боли и лечится одной-двумя таблеточками, как тут не уверовать, что живёшь в наилучшем из миров?
Вот эта изначальная предопределённость, полное отсутствие выбора как такового у Хаксли и пугает больше всего. Да, пускай в реальной жизни эта возможность не всегда приятна, пускай она где-то иллюзорна и за ней скрывается то же самое навязывание извне. Но она всё же есть. Есть, и после книги на неё начинаешь смотреть несколько иначе. Скажем так, будь она живая - я бы обняла её и поблагодарила за присутствие в моей жизни.
Страх этого самого навязывания извне, навязывания и контроля через удовольствия вызывает порой желание поставить некий "аналитический фильтр" на всю входящую информацию. Но тогда к вашим услугам (а может даже и в пользование) предоставляется мир Дикаря. Мир милого, искреннего, чувствующего, думающего человека, увы, потерпевшего крах и трагедию по причине ограниченности своих знаний. Да, в пределах себя он знал много, даже чересчур, но при увеличении масштабов хорошо обозначились рамки, эти знания окружающие. Так где гарантия того, что сетка поставленного "фильтра" не окажется вдруг слишком крупной и будет пропускать лишний сор, либо, наоборот, будет слишком мелкой и отсеет нечто добротное? А нет никаких гарантий. Это как у Хаксли отсылка на остров. Тебе, вроде как, обещают поселения таких же прекрасных нестандартных людей. Но есть ли там они на самом деле? Или же ждут тебя километры безлюдной, необжитой земли? Это предстоит узнать лишь по прибытии на место, когда обратной дороги уже не будет.
Так же и с пресловутым выбором. Наше это решение или нет, правильное ли, нужно ли оно нам и что за ним последует - можно строить хоть тысячу предположений и догадок, но узнать окончательный ответ полагается только после совершенного действия, только после принятия самого решения. Да и то не всегда.
Так и что же в таком разе делать? Можно, например, порадоваться, что наш выбор пока не ограничивается выбором между марками кетчупа в супермаркете. Или же нам только хочется так думать, а?832