Рецензия на книгу
Приглашение на казнь
Владимир Набоков
irennikolaeva25 декабря 2014 г.Роман “Приглашение на казнь” - не лучший выбор для первого знакомства с творчеством писателя. Это произведение - хулиганская выходка гения, рискующая быть непонятой непросвещенной части аудитории. И даже любителям символизма будет непросто оценить ненавязчивый лоск языка и юмор романа.
В предисловии к американскому изданию автор не без удовольствия говорит о перспективе романа быть непризнанным, но упоминает о “нескольких читателях, которые вскочат со стула, ероша волосы”.
“Приглашение” нужно брать в руки после более классических произведений, которые дадут читателю почувствовать особенный стиль и утонченность его письма. “Приглашение” должно быть прочитано и критически осмыслено человеком, знающим историю, знающим мир и законы существования в нем. В конце концов, “Приглашение” должно быть перечитано, если после него не захотелось “...вскочить со стула, ероша волосы”.
Начиная с нарочито торжественного названия, заканчивая блестящей поэтической концовкой (“...Цинциннат пошел...направляясь в ту сторону, где, судя по голосам, стояли существа, подобные ему”), этот роман каждой своей строкой представляет вызов жестокой современности писателя, равно как и нынешнему обществу, существующему почти восемьдесят лет спустя.
Роман был написан в берлинский период жизни Набокова, после “Отчаяния” и до “Дара”, совершенно не похожих на “Приглашение”. Оба произведения - скорее, примеры того, что я назвала “классическим” Набоковым, и “Приглашение” в данном контексте выглядит бунтарским выпадом автора в адрес всего преступно равнодушного общества, но не к большевикам или “зародышам” национал-социализма, а скорее к тем, кто их выбирает.
Главной находкой романа я считаю тюремщика Родиона, несмотря на то, что главный персонаж не он. Именно у Родиона создан положительный образ одного из тех людей, на ком строится существующая система. В нем нет суеты и жестокости, подходящих обстоятельствам, в нем также нет сострадания и лишнего участия в судьбе Цинцинната Ц. Родион - безобидный винтик в системе заданного мироустройства, выполняющий свою работу и проявляющий заботу о пауке, живущем в камере, больше, чем о Цинциннате. Он - пример “идеального равнодушия”, которым окружен Цинциннат в своем набоковском мире. Этим он отличается от глухого равнодушия директора тюрьмы Родрига Ивановича, от жестокого равнодушия жены Марфиньки. Лучше всего Родиона описывают следующие строки: “...Родион вошел и предложил тур вальса. Цинциннат согласился. Они закружились”, “Дальше он (Родион) уже пел хором, хотя был один”, “...накануне казни он принес пауку на съедение замечательную бабочку…”.
Этот роман не дает ответов на какие-то метафизические вопросы, не объясняет устройство мира, а скорее еще больше запутывает читателя: в мире Цинцинната исключительные оказываются проигравшими, а ценность запонки и сытость камерного паука становятся дороже человеческой жизни. Набоков создает модель мира, в которой не просто отражаются все пороки реальности, но и воспевается ироничное отношение к ущербности общества.338