Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Черный обелиск

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Marmosik24 декабря 2014 г.

    Это было восхитительно. Великолепная книга, которая запомнится надолго, и к которой захочется не раз вернуться. Столько близких мне размышлений о жизни, о смерти, о боге и человеке, о нашем месте в этом мире. Диалоги Рудольфа (Людвига) и Изабеллы (Женевьевы) готова перечитывать и перечитывать, чтобы еще раз прочувствовать и осмыслить все, о чем они говорили. Автор вложил россыпь великолепных мыслей в уста прекрасной умалишенной. В итоге грань между реальным и спрятанным за помутнением рассудка становится прозрачной и непонятно где нормальные люди, а где сумасшедшие. Может это мы с вами не сполна ума, гонящиеся за славой и поклоняющиеся золотому тельцу, везде ищущие второй смысл, и каждую минуту ожидающие подвоха. А они живущие в своем иллюзорном мире, видящие предметы и ситуации незамутненным обыденностью взглядом и есть самые настоящие живые люди.
    Великолепно передана атмосфера послевоенной, проигравшей Германии, гиперинфляции, когда самоубийства преобладают над другими видами смерти. Когда пенсии не успевают угнаться за скачками марки относительно доллара. Когда вещь в разы обесценивается через минуту после ее покупки. Мужчины, вчерашние мальчишки, которые так и не успели попробовать на вкус юность, но зато познали смерть и несправедливость жизни. Многие из них ушли на фронт, так и не познав женщину, они были романтиками, неоперившимися юнцами. Людвиг, Вилли, Георг, Отто, Валентин, Эдуард и другие.
    И вот вместо того чтобы приходить в себя после годов сражений, лишений, голода, они выживают каждый как может. Кто-то за счет оставленного капитала, кто-то на спекуляциях валютой, а кто-то продает памятники. Ведь каждый хочет отдать последнюю дань усопшему, даже самые бедные. А в то время когда люди умирают каждый день, их бизнес должен был бы быть прибыльным, но инфляция, съедающая заработанные марки позволяет им просто жить, пить вино, водку, шампанское……
    Столько второстепенных и колоритных образов. Священника и доктора Верника. Кнопф, Карл Бриль, Бах, Вильке, Вилли, Лиза и Вацек. Не хочу обременять читателей пространственными описаниями, ибо столько хочется написать о каждом.
    И главное, что на фоне вот такой серости и безнадеги в романе присутствует юмор, хоть и черный, но юмор. Наверное без него было бы сложно выжить в той эпохе.

    16
    44