Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Западня

Эмиль Золя

  • Аватар пользователя
    Аноним23 декабря 2014 г.

    Эту книгу нельзя назвать приятной, но это мощная книга

    Анатоль Франс

    Мое мнение о произведении полностью совпадает с мнением Анатоля Франса. Здесь описан Париж, в котором вам точно не захочется оказаться. Даже если вам купят туда билет. Даже если еще и евриков дадут. «Увидеть Париж и умереть…от вони и смрада» - вот лозунг данного произведения. Да уж, Золя явно не поспособствовал развитию туризма в своей стране, сочинив данное произведение:


    …вино лилось рекой с шести часов вечера и под утро выплескивалось на улицу. По тротуарам растекались ручейки и лужицы блевотины. Запоздалые прохожие брезгливо перескакивали через них, чтобы не ступить в грязь. Ну и пакость же была кругом! Нечего сказать, хорошее впечатление о Париже вынес бы иностранец, попавший сюда до утренней уборки! Но в этот час пропойцы чувствовали себя здесь как дома, а на Европу им было начхать.

    Мне кажется, главное действующее лицо в этом произведении – Париж и только Париж. С какой тщательностью и вниманием к деталям Золя выписал все закоулки рабочих кварталов города, все подворотни, вывески на магазинах, домовладельцев, мелких торговцев, завсегдаев кабаков! Великолепно и омерзительно!

    Для описания тяжелой жизни рабочих в стремительно развивающемся и разрастающемся Париже 19 века Золя избрал историю Жервезы и двух ее мужчин-тунеяцев и пьяниц.

    Жервезу бесконечно жалко. Она типичная представительница угнетенной женщины, которая вкалывает день и ночь в поте лица, в то время как на шее у нее сидят одновременно несколько мужчин. И самое-то главное, Жервеза вовсе не просит бриллиантов или дворцов, многого ей не надо:


    Боже мой! Ведь я не честолюбива, много ли мне надо!.. Все, что я хочу, это работать спокойно, всегда иметь кусок хлеба да чистенький уголок для жилья… ну кровать, стол, два стула — только и всего. А еще мне хотелось бы вырастить ребят, чтобы они стали порядочными людьми, если это возможно… И последняя мечта: чтобы меня больше не били, если я еще когда-нибудь выйду замуж; нет, я не хочу, чтобы меня били… Вот и все. Понимаете? Вот и все…
    Она задумалась, спрашивая себя, чего бы ей хотелось еще, но не находила ни одного серьезного желания. И, помедлив, добавила:
    — Пожалуй, под конец человеку хочется умереть в своей постели… Я тоже, проработав всю жизнь, наверное захочу умереть в своей постели, у себя дома.

    Всего-то, кровать, стол и два стула, да умереть в своей постели! Боже мой! Бедная женщина, которая и этого не получила. А все почему? А все из-за мужчин!

    Удивительно, как Золя удалось написать такой женский роман. Он меня поразил своем мужененавистничеством: автор нагреб столько грехов на все мужское население планеты, что не остается ничего иного, как прийти к одному единственному закономерному выводу, что во всем зле в этом мире виноваты одни они. Вот. Мое мнение о мужских характерах в этом произведении? Мне хотелось взять большую-пребольшую лопату и надавать им всем по голове: и Лантье, и Купо, и Гуже… и вообще всем французам. Я даже всплакнула, думая о горькой доле моей подруги, недавно вышедшей замуж за француза. Досталось и моему любимому мужу для профилактики: а вдруг он тоже втайне обдумывает план, как сесть мне на шею?

    Итак, мужчины. Не знаю, зачем терпела Жервеза этих бездельников подле себя в то время, как была бизнесвумен и у нее водились деньги. По-моему, она прощала им слишком много:


    Сами знаете, каков мужчина, когда выпьет: зарежет мать и отца, а потом даже не вспомнит, что натворил… И я ему прощаю от всего сердца. Он не хуже других, ей-богу!

    Ни Лантье, ни Купо ни разу не задумались, как тяжело Жервезе, как она вкалывает в поте лица, как она старается изо всех сил иметь свой чистый уютный угол, свою собственную постель. Они с поразительным бесстыдством использовали эту простую французскую бабу, которая и коня на скаку остановит, как говорится, и в горящую избу войдет. Есть в этом произведении и своеобразный принц - Гуже, но его тоже хотелось пристукнуть. Персонаж этот выглядел блеклым, а главное, искусственно введенным в текст повествования. Этакая белая ворона, за которой, вполне возможно, другие, тайные грехи водились.

    Самое омерзительное описание Парижа из всех, которые я встречала, поучительная книга о том, к чему приводит чрезмерное злоупотребление алкоголем, захватывающая история распада одной семьи, история падения и крушения всех планов, желаний и надежд. Это было здорово, захватывающе, неповторимо, но в Париж поехать не захотелось.

    P.S. Пошла мириться с мужем, вдохновленная примерами благородных английских аристократов, описанных Джейн Остин. Может, не все так плохо на белом свете? Все-таки зима, а с мужем рядышком теплее…

    12
    89