Рецензия на книгу
De profundis. Тюремная исповедь
Оскар Уайльд
Аноним21 июля 2024 г.Странно ведут себя боги. Не только наши пороки избирают они орудием, чтобы карать нас. Они доводят нас до погибели с помощью всего, что в нас есть доброго, светлого, человечного, любящего.После "Писем к Безымянной" мне хотелось чего-то столь же проникновенного, красивого и трагичного - могла ли я выбрать на прочтение что-то кроме "Тюремной исповеди" Уайльда, самого или одного из самых великих писем и в моей коллекции и в целом? Пока читала, я наплевала на дороговизну, белоснежные странички, на всю неприкосновенность издания от "Азбуки", оставив там множество стикеров и карандашных пометок: цитаты Уайльда, подлинного мастера афоризмов, хочется оставить в памяти навсегда.
Произведение, которое невозможно оценить меньше чем на пять баллов. Потому что это письмо реального человека, который выворачивает перед тобой душу, тут не скажешь, что "скучно", "непонятно", "чего-то не хватило". Потому что это вызывает сильные эмоции и разбивает сердце. Потому что это восхитительно.
Произведение пронизано болью, и читать его тяжело. Иногда я откладывала книгу, чтобы перевести дух. Это письмо прошедшего через трудности человека, сломанного, обманутого, преданного, человека, у которого отняли всё, что у него было. Я начинала читать отстранённо - да, письмо вот такого человека, вот такое с ним произошло, такие у него мысли, да, написано красиво, - но чем дальше, тем больше я проникалась. Текст набирал силу, откликался внутри - сначала он звучал как тихий колокольный звон, а затем начал греметь набатом.
Судьба писателя ужасает. Вспоминая о ней, думаю: "И оно того стоило?.." История Уайльда и "Исповедь" в том числе о том, как легко потерять всё в мгновение ока, как быстро любовь народа превращается в ненависть, как настоящий гений и подлинное искусство не ценятся ни властью, ни обществом. И насколько личность человека бывает парадоксальна: ты можешь быть эстетом, снобом, интеллектуалом, мудрым и великим творцом, открыто признавать себя "символом культуры и искусства своего века", но в любви ты будешь уязвим, нежен и хрупок - и горе тебе, если эту любовь ты испытаешь к человеку, который того не заслуживает.
"Исповедь" всеобъемлюща. Она пост-пост, мета-мета, существует словно в разных плоскостях. Это послание Уайльда Альфреду Дугласу. Это послание Уайльда самому себе. Это послание всему миру, юности и зрелости, искусству и обыденности, чистоте и безбожности. Это словно послание лично тебе. И - "я", "я", "я", "я" - словно послание читателя себе же от себя: в один момент кажется, что это твои мысли и чувства, твои страдание, твоя мудрость, твоё прошлое и настоящее, твоя душа в клочьях.
Не знаю, как это возможно, - другой век, абсолютно другой человек, с другим мировоззрением и другой судьбой, - но почему-то чувствую странное сходство с Оскаром Уайльдом, странную необходимость восхищаться им, сочувствовать ему, понимать его. Нельзя сказать, что Уайльд здесь прощает Альфреда за всё, - нет, он его обвиняет, он призывает его задуматься. И в то же время меня восхищает, что заключение и все последствия его не сломили, что он признаёт и свою вину, свою слабость, что он ищет внутри любовь, радость и сострадание, он благодарит судьбу за возможность страдать: ведь жизнь - это не только праздность и бесконечные наслаждения, ради которых он жил до тех пор. Не познаешь страдания - не познаешь жизни.
В финальной части Уайльд много размышляет о сути искусства, индивидуализме, романтизме и Иисусе. Меня эти размышления поразили - и очень хорошо, что я прочла книгу именно сейчас: ещё года два назад, когда религиозная тематика не настолько меня интересовала, я бы могла и не понять того, о чём он говорит, настолько, насколько поняла сейчас.
Рекомендую и тем, кто знаком с Уайльдом, и тем, кто не читал его, тем, кто хочет получить пищу для размышлений, и просто тем, кому нравятся откровенные произведения с красивым слогом и мудрыми мыслями.
Нет порока страшнее, чем душевная пустота. Только то истинно, что понято до конца.15461