Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

De profundis. Тюремная исповедь

Оскар Уайльд

  • Аватар пользователя
    Аноним21 июля 2024 г.
    Странно ведут себя боги. Не только наши пороки избирают они орудием, чтобы карать нас. Они доводят нас до погибели с помощью всего, что в нас есть доброго, светлого, человечного, любящего.

    После "Писем к Безымянной" мне хотелось чего-то столь же проникновенного, красивого и трагичного - могла ли я выбрать на прочтение что-то кроме "Тюремной исповеди" Уайльда, самого или одного из самых великих писем и в моей коллекции и в целом? Пока читала, я наплевала на дороговизну, белоснежные странички, на всю неприкосновенность издания от "Азбуки", оставив там множество стикеров и карандашных пометок: цитаты Уайльда, подлинного мастера афоризмов, хочется оставить в памяти навсегда.

    Произведение, которое невозможно оценить меньше чем на пять баллов. Потому что это письмо реального человека, который выворачивает перед тобой душу, тут не скажешь, что "скучно", "непонятно", "чего-то не хватило". Потому что это вызывает сильные эмоции и разбивает сердце. Потому что это восхитительно.

    Произведение пронизано болью, и читать его тяжело. Иногда я откладывала книгу, чтобы перевести дух. Это письмо прошедшего через трудности человека, сломанного, обманутого, преданного, человека, у которого отняли всё, что у него было. Я начинала читать отстранённо - да, письмо вот такого человека, вот такое с ним произошло, такие у него мысли, да, написано красиво, - но чем дальше, тем больше я проникалась. Текст набирал силу, откликался внутри - сначала он звучал как тихий колокольный звон, а затем начал греметь набатом.

    Судьба писателя ужасает. Вспоминая о ней, думаю: "И оно того стоило?.." История Уайльда и "Исповедь" в том числе о том, как легко потерять всё в мгновение ока, как быстро любовь народа превращается в ненависть, как настоящий гений и подлинное искусство не ценятся ни властью, ни обществом. И насколько личность человека бывает парадоксальна: ты можешь быть эстетом, снобом, интеллектуалом, мудрым и великим творцом, открыто признавать себя "символом культуры и искусства своего века", но в любви ты будешь уязвим, нежен и хрупок - и горе тебе, если эту любовь ты испытаешь к человеку, который того не заслуживает.

    "Исповедь" всеобъемлюща. Она пост-пост, мета-мета, существует словно в разных плоскостях. Это послание Уайльда Альфреду Дугласу. Это послание Уайльда самому себе. Это послание всему миру, юности и зрелости, искусству и обыденности, чистоте и безбожности. Это словно послание лично тебе. И - "я", "я", "я", "я" - словно послание читателя себе же от себя: в один момент кажется, что это твои мысли и чувства, твои страдание, твоя мудрость, твоё прошлое и настоящее, твоя душа в клочьях.

    Не знаю, как это возможно, - другой век, абсолютно другой человек, с другим мировоззрением и другой судьбой, - но почему-то чувствую странное сходство с Оскаром Уайльдом, странную необходимость восхищаться им, сочувствовать ему, понимать его. Нельзя сказать, что Уайльд здесь прощает Альфреда за всё, - нет, он его обвиняет, он призывает его задуматься. И в то же время меня восхищает, что заключение и все последствия его не сломили, что он признаёт и свою вину, свою слабость, что он ищет внутри любовь, радость и сострадание, он благодарит судьбу за возможность страдать: ведь жизнь - это не только праздность и бесконечные наслаждения, ради которых он жил до тех пор. Не познаешь страдания - не познаешь жизни.

    В финальной части Уайльд много размышляет о сути искусства, индивидуализме, романтизме и Иисусе. Меня эти размышления поразили - и очень хорошо, что я прочла книгу именно сейчас: ещё года два назад, когда религиозная тематика не настолько меня интересовала, я бы могла и не понять того, о чём он говорит, настолько, насколько поняла сейчас.

    Рекомендую и тем, кто знаком с Уайльдом, и тем, кто не читал его, тем, кто хочет получить пищу для размышлений, и просто тем, кому нравятся откровенные произведения с красивым слогом и мудрыми мыслями.


    Нет порока страшнее, чем душевная пустота. Только то истинно, что понято до конца.
    15
    461