Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Strangers on a train

Patricia Highsmith

  • Аватар пользователя
    Аноним21 июля 2024 г.

    Расскажи мне о себе, я никто в твоей судьбе...

    В оценках критиков легко различается главный лейтмотив: романы Патрисии Хайсмит — не для слабонервных и не для чтения на ночь. ...Так что если у вас крепкие нервы и вы можете пренебречь «личной безопасностью» на страницах книги — рискните пожаловать в мир Патрисии Хайсмит.

    Прочитав введение на уже заявленную книгу, я сначала сильно расстроилась. Я не могу себя отнести к "не слабонервным" с нервами-стальными канатами, да и на ночь хочется читать, и неплохо так читается... И детективы я люблю классические, а тут казалось бы, какой может быть подвох от книги, изданной в 1950 году в жанре детектива.. Однако вот такие отзывы критиков (почему они не в аннотации, было бы проще определяться с выбором), а еще экранизация Хичкока, сразу понятно, что классического спокойного а-ля золотой век я тут не получу. Потому приготовилась жевать кактус, но все оказалось не так печально, к счастью.
    Сюжет может показаться знакомым, из современных авторов такое встречала в одном из рассказов нынешнего иногента Акунина, и у классиков у кого-то было, не могу вспомнить, но точно идея похожая встречалась, может просто не так проявлено. Стоит сказать, что для своего времени классная задумка и неплохое, хотя и не слишком уж бодрое исполнение. Однако вот уж наверняка не для любителей логических головоломок и сыщиков-интеллектуалов, собирающих улики по сюжету, соревнуясь с читателем. Итак, все начинается в поезда. Вы любите поезда? А со случайными попутчиками болтаете? Вот и наш герой, архитектор Гай, занятый невеселыми мыслями о разводе, оказался втянут с беседу со случайным парнем. У парня свои сложности и претензии к авторитарному отцу, так что есть о чем поболтать. Казалось бы и все. Но стержня у героев не оказалось, нравственного каркаса, достаточного, чтобы беседа отказалась одноразовой и впоследствии забытой. А вот подлости, мелкого гадства и мерзотности хватило, чтобы убедить себя в определенный момент принять неправильное и поворотное решение. Вот это самое маятное описание героев и их психологических глубин у автора получилось лучше всего. Оно сильно снижает градус детектива, зато добавляет эмоциональности, пусть даже и со знаком минус. Ибо сочувствовать ни Гаю ни Бруно у меня не получается, ничего там от жертвы обстоятельств, такие решения не равно состоянию неосознанности, скорее они про безнаказанность, слабовольность и тошнотворный эгоизм. И Бруно для Гая становится таким дьявольским наперсником, судьбоносным и чертовски навязчивым. Чудовищно беззащитным можно себя почувствовать. И все же, все же, что мешало объявить о психическом типе-алкаше, его навязчивом интересе и предложениях? Но вот, дал слабину и все полетело в пропасть. Резюме: при чтении не искать детектив как расследование, искать психологический триллер без жести, но с низкоэтичными метаниями, хорошо и подробно описанными.

    33
    548