Рецензия на книгу
Пассажир
Жан-Кристоф Гранже
Аноним22 декабря 2014 г.Когда же наступит развязка?Жан Кристоф, Вы почти победили! Я долго ждал и строил свои предположения чем же все-таки закончится ваш бесконечный сценарий к красивому триллеру боевичку с столь приевшимся уже всем нам сюжетом, но вам удалось все-таки поставить ( за пару строк до финальной черты конечно) яркую, жирную точку. Понятно, что все 700 страниц вы издеваетесть не только над героями, но и над читателем. Но все-таки вам удается, как я думаю, обмануть многих поклонников данного жанра.
Лично меня вы обманули в начале романа, когда герой первый раз понимает, что он совсем не он. В какой то момент было даже немножечко страшненько.
И , как говорится понеслось и игра началась...
Сложно дать объективную оценку роману. Если бы не гротескный злобный финал я бы просто поставил самую низкую оценку за примитивный сюжет, за бесконечную штамповую беготню со стрельбой, кровью и внутренностями. За спецслужбы, армию, политику и прочее...
В конце Гранже очень долго мечется в тексте какой бы финал ему все-таки лучше состряпать. В принципе любой вариант, который и развивает в конце этого произведения автор - дешевый голивидский блокбастер, которых пруд пруди. Мне прямо очень стало интересно какие именно грабли автор выберет и все же наступит. Он то в одну сторону. Штамп. Клюква. То в другую. Снова банально. Мечется, а страницы все пишутся и книга никак не закончится.
Наконец в финальном диалоге, где обсуждается финальный сценарий произошедшего Гранже (опять же издеваясь) вставляет фразу, которую я взял для эпиграфа
Когда же наступит развязка?. Ну, вот вам и развязка! Да, она яркая, да она хоть как-то поясняет мифологию и детективную сторону повествования. Хотя последнее она объясняет слишком надуманно...
Детективом ну никак сей сценарий к очередному голивудскому блокбастеру не назовешь.Вот такие эмоции и вызвал у меня этот роман. Роман Пассажир - первое произведение, которое я прочитал у Гранже. И продлевать знакомство с ним мне как-то не хочется. Нечто подобное у Стивена Кинга ( у которого я правда далеко не все люблю) получается куда лучше и интересней. И почему Гранже входит в серию мирового детектива?
Да, начало - первые 200 страниц - были очень интересные. Интересная завязка. Закрученный детектив. Куда более интересный , чем у Роуллинг в Зове Кукушки. Но в итоге автор уходит совсем в иное направление, которое имеет ну очень надуманное отношение к первым 200 страницам. Не хочу уходить в детали. Но такое ощущение, что раскрутить сюжет у Гранже просто не получилось. Не получилось написать что-то оригинальное. Я все думал и думал, что он свяжет все со спецслужбами и сделает нечто подобное, что когда то читал в "Незнакомцах" у Дина Кунца. В зрелом возрасте эти истории уже как то не увлекают. Но Гранже тоже видимо очень не хотел дойти до такого финала и в отличии от Роуллинг стал нас запутывать. В результате нагородив 700 страниц и так и не придумав, что то совсем уж оригинальное, Гранже решил написать финал который ни коем образом не объяснит разумным образом написанный автором текст. Но зато обмануть читателя и оставить его в замешательстве ему таким эпичным финалом точно удастся. Собственно такие яркие сцены, где автор мастерски обманывает читателя, на мой взгляд, всего две. Так что в совокупности - заслуженные три звезды!
Вот такой вот он знаменитый и нашумевший Гранже.P.S. Насколько я знаю Гранже был криминальным репортером ( отсюда натуралистичность и кровавость в романе) и сценаристом ( отдельный кусок текста из пассажира перекликается с сюжетом из его сценария к фильму Видок). Вот и сама книга начиная с 200 страницах и практически до конца больше похожа на сценарий к триллеру боевику. Уверен на экране это будет выглядеть красиво и зрелищно, но в книге до невозможности скучно. А еще у автора просто страсть растягивать книгу, чтобы побольше страниц получилось. Будто бы он усмехаясь нам говорит " думаете на этой линии все кончится, как бы не так - шоу должно продолжаться!" Именно поэтому на последних страницах я хотел разорвать книгу, хотя поначалу она читается довольно-таки быстро! Ох, уж эта вредная привычка дочитывать книги до конца. А вот экранизацию я бы даже посмотрел. Так что с учетом концовки 3 из 5.
И еще напоследок: прочитав Зов кукушки и Пассажир я как то начинаю сильно разочаровываться в современной литературе. В особенности в ее работах детективного жанра. После таких книг резко отпадает желание читать современную прозу и хочется снова вернуться к классике. Постоянные читатели моих рецензий знают, что именно ее я в основном в свободное для чтения время и читаю. Так вот, если вам известны хорошие пишущие авторы современники посоветуйте пожалуйста в комментариях что-нибудь стоящее. Неужели их нет совсем или их не печатают?! Как то уж очень печально...
958