Рецензия на книгу
The Serpent's Tale
Ариана Франклин
Аноним20 июля 2024 г.Правда и ложь в легенде о прекрасной Розамунде
«Лабиринт смерти» - вторая книга в цикле английской писательницы Арианы Франклин о женщине-враче Аделии Агилар в средневековой Англии XII века во время правления короля Генриха II Плантагенета. Действие романа происходит через два года после событий первой книги на фоне «мятежа принцев» - восстания 1173-74 годов, когда нормандская знать восстала против Генриха II, а возглавили мятеж трое его сыновей – Генрих Молодой Король, Ричард, который позже получит прозвище «Львиное сердце», Джеффри и жена короля Генриха Алиенора Аквитанская.
Сыновья были недовольны тем, что формально получив титулы и ленные владения, реальной власти в них они не получили, король по-прежнему продолжал управлять всеми своими землями и делиться властью с сыновьями не желал. Правда, поговаривали, что дело было не столько в его нежелании, сколько в том, что природа, как это бывает, на его детях немного отдохнула и никого из них король не видел своим достойным приемником. Генрих Молодой был легкомысленным, любил только внешнюю роскошную и праздничную сторону королевской власти, а вникать в политические и внутренние дела государства не желал, Ричард уже тогда отличался взрывным, несдержанным характером и редкой даже для того времени жестокостью, да и его гендерные предпочтения не были для Генриха секретом, Джеффри пока еще не хватало авторитета и умения управлять таким непростым регионом, как Бретань. Ну, а у Алиеноры Аквитанской закончилось терпение мириться с многочисленными изменами своего мужа, а ее живой ум, сильная воля и яркая личность делали ее грозным противником для королевского супруга. На чем, собственно, здесь и построен сюжет.
Автор использует в нем легенду о прекрасной Розамунде Клиффорд, которая была возлюбленной Генриха II, причем не мимолетной прихотью, а достаточно длительной романтической связью. Согласно преданиям, он прятал ее в непреступной башне, окруженной непроходимым лабиринтом, и попасть туда мог только сам король одному ему известным способом. Но однажды ревнивая королева Алиенора выследила супруга и сумела проникнуть в башню. Она предложила любовнице мужа выбор – смерть от кинжала или яда. Розамунда предпочла яд. Конечно, Ариана Франклин расскажет эту легенду по-своему, с немалой иронией и участием в этой истории уже знакомых читателю героев – Аделии Агилар, «мастерицы искусства смерти» из итальянской медицинской школы в Солерно, ее возлюбленного Роули Пико, телохранителя Мансура и служанки Гилты.
По ее версии, прекрасную Розамунду действительно отравили ядовитыми грибами, которые нерадивой служанке помогла собрать в лесу какая-то старуха. И слухи приписывают вину за это страстной и вспыльчивой королеве Алиеноре. И никому не интересно, что королевы в этот момент даже не было в Англии.
Аделия эти два года продолжала жить в Кембриджшире, так как король Генрих, со свойственной монархам предусмотрительностью, не пожелал расставаться с такой ценной помощницей, как собственный анатом, а без его разрешения Аделию из Англии никто не выпустил бы. Сначала она негодовала, а затем, когда ее неожиданный роман с Роули Пико принес закономерные плоды, то есть плод, дочку Альмейсан или Элли, она прижилась в этом болотном краю, занимаясь врачеванием. Замуж за отца своего ребенка она выйти отказалась, поскольку не видела способа совмещать свои занятия медициной с ролью жены рыцаря и хозяйки замка. Руководствуясь политическими соображениями рачительный Генрих, чтобы добро не пропадало, тут же предложил Роули стать королевским епископом Сент-Олбанс, после чего из-за целибата священников брак стал невозможным.И вот через своего епископа Генрих приказывает своей «мастерице смерти» выяснить, кто покушался на его возлюбленную, а когда Аделия попытается отказаться, Роули объясняет ей, что если вина Алиеноры будет признана, то разъяренный Генрих может и казнить ее, а результатом будет уже не мятеж принцев, а полноценная гражданская война в стране, еще не до конца оправившейся от войн Матильды и Стефана. И он уверен, что Алиенора не убивала Розамунду. Если бы они встретилась лицом к лицу – могла бы и кинжал воткнуть, а подсылать отравителя не в ее характере.
Расследование Аделии будет разворачиваться сначала в Вормхолдской башне, расположенный внутри обнесенного стеной лабиринта — необычного и зловещего места, куда она со своей командой доберется с немалыми трудностями и застанет башню разграбленной сбежавшими слугами, и мертвую Розамунду в верхних покоях, которая неожиданно окажется значительно корпулентней, чем в песнях трубадуров, звучащих по всей Англии. В башне Аделия найдет письма от неизвестного лица, в которых Розамунду подбивают писать королеве Алиеноре послания с оскорблениями и уверениями, что скоро Генрих разведется и женится на ней. Это будет первое открытие Аделии.
Но в этот момент расследование будет прервано появлением самой королевы Алиеноры, которая, почитав эти письма и опасаясь, что Генрих действительно с ней разведется, собрала армию своих сторонников и отправилась сквозь снег и метель на штурм этого любовного гнездышка разбираться с обнаглевшей соперницей. Аделия, Роули и другие члены ее небольшого отряда будут взяты в плен свитой королевы и все они отправятся в женский монастырь Годстоу, расположенный на острове в верхней части долины Темзы, недалеко от Уоллингфорда. Там они найдут прибежище от разразившегося снегопада и сильнейших морозов, неожиданно сковавших эту часть Англии.
Один из самых сильных моментов книги – это сплав кортежа королевы с пленниками по замерзающей Темзе от Вормхолдской башни до монастыря Годстоу. Только тем, кто непрерывно двигался – Аделия и ее спутники вычерпывали пребывающую в дырявую лодку ледяную воду, а их охранник отталкивал шестом от лодки льдины, повезло не замерзнуть насмерть, те же, кто был неподвижен, так заснули от мороза навсегда.
Еще один момент позже раскроет такие секреты анатомирования мертвых тел, без которых мне уж точно бы жилось гораздо спокойней)).В монастыре Алиенора будет дожидаться своих сторонников из Оксфорда и подходящего момента для начала восстания, а Аделия продолжит искать настоящего убийцу. Запертые в замкнутом пространстве монастыря из-за снега и холода, Аделия и ее спутники столкнутся там со смертями еще нескольких человек, причастных к отравлению Розамунды и одинокого всадника, тело которого было найдено возле женского монастыря. Ей необходимо выяснить, связаны ли между собой эти смерти или эти убийства совершены разными людьми. По мере того, как число версий будет уменьшаться и она все ближе будет приближаться к истине, будет расти опасность и ее страх за своих близких. К счастью, мороз, сковавший Годстоу и сделавший его неприступным, наконец, отступит и своевременно примчавшийся король Генрих со своими рыцарями, которого известит о местопребывании Аделии и королевы вовремя сбежавший из-под ареста епископ Сент-Олбанс, избавит всех от страха. В очередной раз королевская ищейка и «мастерица смерти» отыщет истину, оправдает невиновных, а виновных выдаст на королевский суд.
В этой книге, на мой взгляд, многовато феминистских и агностических рассуждений Аделии Агилар, ее осуждения постоянного принижения женщин, как насельниц монастыря, так и мирянок. Для средневекового менталитета это уж совсем явный анахронизм, даже если помнить, кто она и откуда. Рассуждает она, правда, про себя, не в силах смириться, что такого отношения к женщинам, как в ее солнечной Италии, здесь нет и не будет. Зато ее покровитель Генрих, внешне по крайней мере, относится к ней очень уважительно, как к специалисту, выполняющему работу, к которой в его окружении никто не способен, а ее любимый епископ Сент-Олбанс с тщательно скрываемой (ну как же, священник ведь), но всем заметной любовью.
В послесловии сама автор поясняет, что действительно могло происходить в те времена, а что является ее вымыслом.
Джон Уотерхаус (1917)
38109