Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Письма к брату

Винсент ван Гог

  • Аватар пользователя
    Аноним21 декабря 2014 г.

    Ван Гог — очень странный человек, но вместе с тем крайне интересный и почти непостижимый для нас в своей гениальности. Гениальности даже не художественной — человеческой. Что мы знаем о Ван Гоге? Художник. Мы ничего не знаем о Ван Гоге. Важно знать, какой он Человек. Все это время я даже боялась начинать рецензию, потому что с одной стороны хочется столько всего сказать, а с другой — этого все равно будет мало. Я даже не знаю, куда она меня заведет, но очень надеюсь, что вы обратите внимание на эти письма. На Ван Гога-человека.


    «Что я такое в глазах большинства? Ноль, чудак, неприятный человек, некто, у кого нет и никогда не будет положения в обществе, – словом, ничтожество из ничтожеств. Ну что ж, допустим, что все это так. Так вот, я хотел бы своей работой показать, что таится в сердце этого чудака, этого ничтожества.»

    Вся жизнь художника — это выбор. Сознательный выбор быть собой. Отказавшись от учебы в университете, от успешной жизни, Ван Гог становится отшельником, рабом живописи, сыном, который неблагодарно отверг перспективу и влачит жалкое, почти бомжеватое, существование в драных костюмах. Где родители, которые смирятся с таким выбором ребенка? Ведь всю жизнь они стараются открыть возможности, которые позже с легкой руки отвергаются. Ради чего? А если картины — это призвание? Не бывает такого! Родители ждут, что Ван Гог образумится, пожив скитальцем.


    «Пустить меня в семью им так же страшно, как впустить в дом большого взъерошенного пса. Он наследит в комнатах мокрыми лапами – и к тому же он такой взъерошенный. Он у всех будет вертеться под ногами. И он так громко лает.
    Короче говоря, это – скверное животное.
    Согласен. И все же у этого пса человеческая жизнь и душа, да еще настолько восприимчивая, что он понимает, как о нем думают, – этого псы обычно не умеют.»

    Едва не единственным родственником, кому нужен нерадивый художник является брат Тео. И то, мне кажется, поначалу это скорее не принятие, а смирение и жалость к родной душе, с которой совсем не хочется разрывать отношения. Общение братьев — в основном переписка. Великолепно, что она сохранилась, что она издана! Письма Ван Гога — лучшие, что читала! Письма к брату Тео — это исповедь, желание раскрыть душу, мысли и всеми осуждаемое стремление к определенному образу жизни. Письма к брату Тео — это желание быть принятым в собственной семье, доказать, что Ван Гог — тот, кто он есть не больше и не меньше. И наконец письма к брату Тео — одна из достойнеших настольных книг для современного читателя! Мы должны ценить оставшееся наследие Ван Гога — великого человека, который прожил тяжелую жизнь, ради того, чтобы быть собой.


    «Чем раньше обретаешь относительно самостоятельное мышление и образ действий и чем строже придерживаешься твердых правил, тем более твердый характер ты воспитываешь в себе; при всем том следует, как можно больше стараться не впасть в ограниченность.»

    Дальше...


    Каково это — доказывать всем то, что ты чего-то стоишь и воимя цели быть не тем, кем быть легче, а тем, кто ты есть, идти тем путем, к которому ведет призвание? Поменять богатство, легкую жизнь среди семьи на бытность художника? Ван Гог не жалеет о том, что не пошел учится, он пробовал, но все чаще возвращался к себе. Художник считает, что учеба не сделала бы его лучше, он бы все равно пришел к тому, к чему пришел, мужчина настаивает только на том, что ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом, всегда надо самосовершенствоваться — в стремлении истинное счастье!


    «Я не художник», – как можно так жестоко отзываться о самом себе? Разве нельзя стать терпеливым, разве нельзя научиться терпению у природы, видя, как медленно созревает пшеница, видя, как все растет? Разве можно считать себя настолько мертвым, чтобы допустить, что ты уже никогда не будешь больше расти? Разве можно умышленно препятствовать собственному развитию? Говорю все это для того, чтобы объяснить, почему разговоры о том, одарен ты или нет, кажутся мне такими глупыми.»

    Обрести себя, дать своей цели расцвести, медленно ловя, едва заметные сначала, очертания — вот задача каждого человека. Ван Гог стремился к себе, как никто другой. Мужчина хотел быть настоящим, искренним, говорил о том, что даже вращаясь в состоятельных кругах, важно сохранять внутри первичные инстинкты, то, что заложено в каждом человеке самой природой. К этому принципу он стремился и в произведниях: картина получится одушевленной только, если художник пережил то чувство, о котором пишет — это дает возможность действовать по сердцу. То же самое касается старых дырявых костюмов художника, живущего за чертой бедности. Ван Гог никогда не вписывался в картину чужих идеалов, он дополнял совершенно другое существование, не чураясь простых рабочих, бедняков, шахтеров среди которых и сам выглядел естественно…


    «Никакой успех не мог бы порадовать меня больше, чем то, что обыкновенные рабочие люди хотят повесить мою литографию у себя в комнате или мастерской.»

    Общаясь с ними и рисуя, он делал то, чего не делал никакой другой мастер, уважающий себя и стремящийся войти в поток "модных" художников своего времени. Ван Гог моду променял на душу, которую открывал наизнанку.


    «Поверь мне, что поговорка «Честность – лучшая политика» верна и применительно к искусству: лучше подольше попотеть над серьезным этюдом, чем сделать нечто модное, чтобы польстить публике. Иногда в трудные минуты и меня тянет на что-нибудь этакое модное, но, поразмыслив, я говорю себе: «Нет, дайте мне быть самим собой и выражать в грубой манере суровую и грубую правду. Я не стану гоняться за любителями и торговцами картинами; кто захочет, тот сам придет ко мне».»

    Очень жаль, что в свое время Ван Гог не был оценен. Многие видели за ним лишь бомжеватого чудака, в последствии отрезавшего себе ухо, нахлебника, который выманивал деньги у брата. Может быть, в последнем есть какая-то толика истины, однако же мужчина сделал осознанный выбор, свой. Да, он часто просил деньги у Тео на существование. А что было делать никому не нужному отшельнику? Брат — единственный человек, он так или иначе поддерживал Ван Гога, который не поддался моде, общему течению, хотя прекрасно знал, что надо сделать для успеха. Художник тратил деньги исключительно на необходимые для творчества вещи, считал, что лучше голодать, нежели не рисовать (чем и подорвал здоровье), он всегда был за чертой бедности, жил тем, что открывался перед Тео, посылал ему одну за другой картины, ожидая, что брат видит в них душу Ван Гога. Он перерисовывал одну и ту же картину десятки раз, доводя ее до совершенства.


    «Человек испытывает потребность в немалом – в бесконечности и чуде – и правильно поступает, когда не довольствуется меньшим и не чувствует себя в мире как дома, пока эта потребность не удовлетворена.»

    Ван Гог приписывал себя к тому типу бездельников, который парализован не ленью, а отсутствием средств. И правда, только представить, что бы было, если бы хотя бы близкие люди помогали средствами художнику, если бы они приняли его призвание.


    «Печальная перспектива – сознавать, что на мои полотна, может быть, никогда не будет спроса. Если бы они хоть окупали расходы, я мог бы сказать про себя, что деньги никогда меня не интересовали.»

    Деньги — вот камень преткновения, даже в отношениях братьев и в общем Тео даже можно понять, потому что брата нужно было содержать, веря на слово. Однако Ван Гог был очень признателен родственнику за содержание, за общение, все же они — братья. Художник изо всех сил старался показать Тео, что все их (во множественном числе, да) сложности не напрасны и даже собственные успехи разделял с братом, не умаляя его достижений. Нельзя сказать, что Ван Гог не понимал усилий и жертвы Тео, что очередная денежная просьба не оставляла после себя отпечатка вины. Художник испытывал самую искреннюю признательность перед братом Тео. И все-таки иногда точка кипения наступала...


    «Поступай согласно своим принципам, а я буду делать то же самое; однако давай по возможности не целиться прямо друг в друга: мы ведь все-таки братья…»

    «Я часто напоминаю сам себе путника, который бредет куда глаза глядят, без всякой цели. Иногда я говорю себе, что этого «куда», этой цели скитаний не существует вовсе, и такой вывод представляется мне вполне обоснованным и разумным.»

    Ван Гог — человек ради таланта поменял всю жизнь; человек, который действительно знает, что такое призвание — это когда иначе совсем нельзя; человек, который уже в свое время духовно был богаче многих; человек, который во многом был несчастен: влача нищенское существование, погубил здоровье; человек, жизнь которого сложилась бы иначе, будь он принят; и в конечном итоге человек, который, несмотря ни на что, прожил полную жизнь и никогда не жалел о своем выборе. Мудрый великий Ван Гог научит вере в себя и верности идеалам.


    «Конечно, ничего необыкновенного из меня не получится, но «обыкновенного» я добьюсь, а под «обыкновенным» я подразумеваю, что моя работа будет здоровой и разумной, что я буду иметь право на существование и приносить какую-то пользу.»

    «Человек несет в душе своей яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, уходящий через трубу, и проходят своей дорогой.»
    24
    509