Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Invisible Life of Addie LaRue

V. E. Schwab

  • Аватар пользователя
    Аноним20 июля 2024 г.

    Есть какая-то ирония в том, что в попытках жить, учиться и обрести себя ты заблудился окончательно.

    Старые боги, может, и всемогущи, но отнюдь не добры и не милосердны. Они капризны, переменчивы, словно свет луны на воде или тени в грозу. Если ты все же хочешь их призвать, берегись: проси осмотрительно и готовься заплатить.
    Запомни: какое бы несчастье тебе ни грозило, как бы ты ни отчаялась, никогда не молись богам, что отвечают после прихода темноты.


    В 2015 году состоялась премьера фильма «The Age of Adaline». Никаких упоминаний о том, что фильм снят по какой-либо определенной книге я так и не нашла, из чего сделала вывод, что вышедшая в 2020 году «The Invisible Life of Addie LaRue» — это действительно новая книга, а не расширенная ранее написанная история, или переписанная в роман повесть. Совпадение имен главных героинь так же не подтвердилось. Разнятся написания, Adaline – в случае с фильмом и Adeline – на страницах книги. Что касается тематики неестественно долгой жизни на фоне отсутствия признаков старения, то она едва ли может рассматриваться, как нечто общее, ведь условия приобретения подобного преимущества и даже форма реализации – абсолютно разные, что не может не радовать, особенно тех, кто, как и я, прекрасно осведомлен о содержании фильма.
    Теперь о самой книге и о том, как стремительно улетучивается эффект «привлекательности» истории, когда наступает момент для объяснений в стиле «так почему она тебе нравится и нравится ли на самом деле?».
    Начну с того, что данная книга из разряда затяжных, фоновых вариантов, неплохо идущих в качестве аудиокниги с хорошей озвучкой и возможностью прибавить скорость на скучных местах. В случае же непосредственного, вдумчивого чтения, когда читатель остается один на один с историей и не отвлекается на посторонние дела, вопросы появятся еще задолго до окончания чтения.
    Крепкой логики происходящего, основательности сюжета, ярких, запоминающихся персонажей и особых, вызывающих сопереживания чувств в книге, увы, нет. За то есть поразительное количество неудачных замахов на нечто большее и удручающее постоянство в нежелании показать персонажей, как нечто большее, чем пара зеленых глаз, россыпь веснушек в форме созвездия и очков… Прости, Генри, но ты запомнился лишь парой то и дело запотевавших стеклышек, а как ты выглядел на самом-то деле – тот еще вопрос. Дьявольские глаза и особенные веснушки – еще куда ни шло, но очки – маловато и слишком уж невыразительно.

    Ход сюжета напоминает бега в реальном времени и в записи. В начале у нас только одна лошадка, которую гоняют то по Франции 1700-х годов, то по США 2014 года, позже добавляется еще одна… с претензией на темную масть и загадочность. В чем-то надежды на последнюю действительно оправдались, а вот с первой, увы, ничего не вышло.
    Незримая жизнь Адди Ларю оказалась той еще пустышкой, а может не сама ее жизнь, а то, как именно писательница преподнесла ее в качестве книжной истории. Особенно сильно расстроило пренебрежение чувствами главной героини.


    Аделин не в ладах со всем на свете, ей нигде нет места, она – оскорбление своего пола, упрямое дитя в теле женщины. Голова всегда опущена, руки крепко стискивают пачку пергамента, словно та – путь к спасению.
    Когда она все же поднимает взгляд, он неизменно упирается в окраины деревушки.
    – Мечтательница, – ворчит мать.
    – Мечтательница, – горюет отец.
    – Мечтательница, – предостерегает Эстель.
    Но Аделин кажется, что в этом нет ничего плохого. Пока она наконец не пробуждается.

    Девушка, жаждущая жить, влюбленная в искусство, не мыслящая себя без рисования, готовая заключить сделку с дьяволом, лишь бы ее не пригнуло к земле ненавистным браком, такая свободная и живая – по факту оказалась на редкость приземленной приспособленкой, жаждущей не столько люби и признания, сколько возможности вволю подумать о своей нелегкой судьбе. Но только подумать и поговорить, на деле же я так и не ощутила особых переживаний. Да, у героини были проблемы, да ей было тяжело, особенно первые годы, но что потом? Люк являлся в самые напряженные моменты и просто уводил ее. Рассказ о том, что она сошла с ума, так и остался рассказом, не получившим ни одного, пусть даже самого маленького доказательства.


    У Адди было триста лет, чтобы попрактиковаться в отцовском искусстве, обкромсать самое себя и выяснить некоторые истины, осознать, без чего она не может существовать.
    И вот что она в итоге поняла: можно обойтись без еды – Адди не зачахнет; без тепла – холод ее не убьет. Однако без искусства, без чуда, без прекрасного она сойдет с ума. Уже сошла.

    Любовь? Вот чего в это книге точно не было, так это любви! Привычка, болезненная мысль об одиночестве, рефлексия и банальная скука, сталкивающая разных персонажей, даже некая степень одержимости – все это было, а вот любви не было.

    Не прониклась я и основной проблематикой сделки между Адди и Мраком. Впрочем, следует для начала отметить еще и то, что я не вполне поняла, чем именно был главный отрицательный герой. С учетом того, что писательница фактически полностью свела на нет все его очарование и загадочность еще задолго до финала, а каких-то особых объяснений и демонстраций дьявольского коварства мы так и не увидели, Люк больше напомнил некоего, хорошенько подзабытого темного божка, которому хоть и подвластно повлиять на жизнь человека, но далеко не в том масштабе, на который сам же он и намекал. О ходе «влюбленный дьявол» промолчу, эта часть истории вытянула на себя добрую часть моего смеха, а не должна была… по идее.
    В целом история не так плоха. Тема метаний той особой категории людей, которым хочется чего-то эдакого, неуловимого, а по факту – больше времени на возможность определиться чего же они на самом-то деле хотят от себя самих и от жизни, желательно при содействии счастливого случая или какой-нибудь судьбоносной встречи, раскрыта. Философская часть книги вызывает вполне обоснованные сомнения, но страницы сами себя не заполнят, так что здесь все на вкус и цели автора. Любовная линия – полный провал. Замысел и интрига с Генри – да, сработало, к последнему интерес не угасал, даже с учетом того, что сам по себе персонаж толком ничего из себя не представляет. На удивление оказалось интересно наблюдать за хаотичными прогулками по тайным местам Нью-Йорка. А вот постоянные возвраты к теме нетрадиционных отношений и к тому, что писательница изобразила в качестве сути творческого человека вызывало стойкое желание промотать запись на максимальной скорости. С одной стороны ощущалось желание проехаться на острой, изжеванной теме, причем очень посредственно и из необходимости поставить галочку, а с другой ощущалась лютая шаблонность и даже хуже. Момент с Бетховеном очень не понравился. Это было грубо и гадко, как и в случае с упоминаниями других гениальных творцов. Красоты раскрытия темы я так и не увидела.
    Книга середнячок, можно прочесть, а можно и поискать что-нибудь другое. Все зависит от наличия свободного времени и настроения. Моментов для критики в истории предостаточно, а вот глубины и эмоций – очень не хватает. Но написано неплохо, а это уже не так уж и мало.

    9
    804