Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сыновья и любовники

Дейвид Лоуренс

  • Аватар пользователя
    Аноним19 июля 2024 г.
    Но будь оно неладно, твое счастье! Если жизнь полна, совершенно неважно, счастливая она или нет.
    По-моему, работа может заполнить всю жизнь мужчины... А женщина не вся отдается работе. Самая ее суть, жизненно важная сторона ее существа остается незатронутой.

    Давно это уже было, но история правдивая и со счастливым концом: три очень разных, но по-своему прекрасных автора незаслуженно попали в черный список. История эта в первую очередь о том, как важно начинать знакомство с автором с "правильной" книги. Беру в кавычки: не бывает правильных для всех. Возраст, литературные предпочтения (жанров, стилей) - да много чего еще может повлиять на наше восприятие того или иного произведения.

    Первым из опалы вышел, как сейчас помню, Довлатов, чья "Зона", прочитанная в 16 лет, оставила после себя ворох впечатлений, вот только со знаком минус (до сих пор стоит у меня на книжной полочке - печальный опыт тоже опыт). Следом за ним - Набоков. "Лолита", прочитанная опять же в 16 лет, по совету библиотекаря, поразила слогом и языком, метафорами и прочими выразительными средствами, сюжет же долгое время не давал прикоснуться к другим творениям автора, ставшего впоследствии любимым (вот такие неожиданные кульбиты выкидывает порою судьба). Лоуренс был заложником темницы принципиально нечитаемых авторов дольше остальных. Держалась до последнего - и зря. "Любовник леди Чаттерли" надолго тогда отбил охоту продолжать знакомство с творчеством английского классика. Оглядываясь сейчас на прошедшие годы и вспоминая прочитанное, со всей отчетливостью понимаю, насколько недальновидным было решение откладывать чтение его прозы, блестящей, тонкой, психологичной и мудрой.

    Это ни капельки не похоже на того "Любовника..."! Это совершенно иная грань его таланта и творчества. Это великолепный во всех отношениях роман, в который погружаешься, но выныривать не хочется. Он очень объемный, но километраж страниц здесь вовсе не чувствуется: в этой тяжелой в психологическом плане книге временами даже хочется жить. Виною всему, как водится, герои, отлично выписанные автором и по-настоящему живые, противоречивые, сомневающиеся - в жизни, поступках, решениях, часто ошибающиеся, но такие реальные.

    Название романа передает его содержание лишь отчасти: в заголовке не нашлось места женщинам, а в самой книге - да. Стержневыми образами, во многом двигающими сюжет данной книги, станут именно - умные, прекрасные, волнующие, поддерживающие и вдохновляющие.

    Где есть сыновья, там непременно должна быть и мать, она и будет. С нее история начнется - ею же, ожидаемо, и закончится. В основу романа Лоуренсом положена история сильной женщины, обделенной любовью мужчины, но многократно одаренной любовью своих чад. Не знаю взглядов автора на роль женщины в современном мире (он писал свои книги в начале двадцатого века, время эмансипации женщин), но вот этот посыл - что женщина должна в первую очередь состояться как мать - он чувствуется. Должна не для кого-то - для себя. Это не только обязанность - это счастье. По крайней мере, я читала книгу именно с этой мыслью. Причем он не рисует нам идеальный образ. Временами миссис Морел до чертиков напоминала мне Мэгги, ту самую вечно нелюбимую мной Мэгги из знаменитого романа "Поющие в терновнике", не желающей отдавать своего сына кому бы то ни было, даже Богу - он собирался стать священником. Гертруда Морел тоже не может расстаться с сыновьями, давно повзрослевшими. Материнская любовь может быть жестокой и ревнивой, со всей ясностью показывает нам автор. Держит их подле себя, заставляя чувствовать себя виноватыми. Огонь этой самой материнской любви, яркой и жгучей, пропылает всю книгу, многих обожжет, кого-то воскресит в жизни...

    Время не сжать ладонями, оно бежит не останавливаясь, не спрашивая нас. Мальчики - те самые, из заглавия лоуренсовского романа, - вырастают и становятся мужчинами - чьими-то женихами и любовниками. До сих пор смотришь на них теплым материнским взглядом, видишь про себя их теми же несмышлеными малышами, вот только их нет отныне - три взрослых сына пред тобою...

    На контрасте с любовью материнской автор показывает нам - для сравнения, быть может, несколько красивых и трогательных романтических линий ее повзрослевших сыновей: Уильяма, Пола и Артура. Не обойдется даже без любовного многоугольника и любви к замужней женщине старше себя. Любовь может быть разной, словно говорит нам этот талантливый англичанин, к чьим книгам я так долго боялась подступиться. Любовь может быть всякой: духовной, плотской, безответной, ревнивой, страстной, обидчивой, жертвенной... Все ипостаси пройдем мы, путешествую по страницам романа. Страниц будет много, столько же будет здесь чувств.

    Основное внимание автор уделит в книге среднему сыну, любимчику миссис Морел. Его любовным злоключениям будет отдана большая часть романа. Его сомнениям, переживаниям, часто некрасивым поступкам в отношении любимых женщин. Мне во многом было жаль этих очаровательных созданий (Мириам и Клара), на которых обрушивалась временами его любовь - непостоянная и оттого горькая. И вместе с тем я прекрасно понимала и его чувства, до последнего желающего воздуха в отношениях. Любимчик матери, он и с женщинами-то вел себя аналогично:


    Мне хочется, чтоб женщина меня не отпускала, но только чтоб не держала у себя в кармане... А я там задохнусь и умру.

    Порою его отношения с женщинами больше напоминали сражения - любовь-война за право быть вечно правым.

    В первый раз в жизни меня обрадовал открытый финал произведения. Просто боюсь, что у нас с Лоуренсом взгляды на счастливую развязку несколько разнятся, а так каждый из читателей может дофантазировать себе сам...

    Это был потрясающий опыт обращения к автору, чье творчество я, оказывается, толком и не знала - была наслышана, но не более того. Это было сродни книжному открытию. Да пожалуй, именно открытием и было - открытием Лоуренса, чей текст меня завораживает, а не раздражает, чей сюжет меня волнует, а не шокирует. Новый Лоуренс в разы лучше (или, может, это простоя повзрослела?) - теперь в планах его "Радуга" и "Влюбленные женщины". Тоже надеюсь как-нибудь добраться, надеюсь, что не разочаруют. А "сыновья и любовники" с чистым сердцем рекомендую - добротная классическая проза точно подарит истинным ее ценителям наслаждение слогом, стилем, хитросплетениями сюжета и глубоким психологизмом.


    «Моя великая религия заключается в вере в кровь и плоть, в то, что они мудрее, чем интеллект. Наш разум может ошибаться, но то, что чувствует, во что верит и что говорит наша кровь, - всегда правда». (Лоуренс)
    230
    1,9K