Рецензия на книгу
Сквозь огонь
Евгения Овчинникова
VikafromPub18 июля 2024 г.Огненная книга
Недавно внимание книжных блогеров было сфокусировано на книге Ребекки Маккай «У меня к вам несколько вопросов». В основе сюжета – история успешной подкастерки Боди, вернувшейся спустя 20 лет в свой родной колледж преподавать. Героиню накрывают флешбэки из ее юности, связанные с убийством соседки по комнате. Подкастерке не дает покоя эта трагедия, так как она уверена, что наказан не истинный преступник. Боди реконструирует событие того дня и пытается понять, кто же на самом деле убил девушку. Сама по себе история хороша, но уж очень затянута, размазана на несколько сотен страниц. Читатель бежит этот марафон, но постепенно сдувается, запинаясь о чрезмерно навязчивые подробности.
Куда лучше с подобным сюжетом удалось поработать русскоязычной писательнице Евгении Овчинниковой. В ее романе «Сквозь огонь» уж очень похожий сюжет. Героиня Саша спустя 19 лет получает «звонок» из прошлого: тело ее подруги, трагически погибшей в конце 90-х, найдено. Саша срочно летит на малую родину, чтобы поставить точку в этой истории, так как убийца не был наказан, а полиция списала это на самоубийство.
Саша – типичная миллениалка: реализовалась в карьере (успешная сценаристка), живет в Питере, не нуждается в деньгах (летает бизнес-классом), замужняя (есть дети, но не готова активно проводить с ними время, поэтому детей отправляет на лето к отцу мужа), при этом почему-то помогает детям из деструктивных семей. Как пелось в известной песне «все вроде бы ровно, но»... трагическая смерть лучшей подруги Веры прочно отпечаталась в ее сознании так, что Саша постоянно видит призрак подруги. От этой трагедии у Саши даже развился дар – она может читать в глазах людей прошлое. Для Саши этот незакрытый гештальт настолько мучителен, что она начинает расследовать убийство, «читая» всех, кто был знаком с Верой, по глазам.
Триллерно-детективная линия держит читателя в напряжении вплоть до последних страниц. Евгения Овчинникова ловко «перехитряет и уничтожает» нас, так как последним, кто видел Веру живой и кто подталкивает ее к фатальному прыжку с крыши, становится вовсе не тот, на кого мы могли бы подумать. Однако окончательно поставить клеймо «убийца» на этом персонаже мы не можем. На протяжении всего расследования рефреном повторяется мысль «мы ее убили». Автор намекает нам, что все близкие погибшей девушки внесли свою лепту в ее гибель.
Автор, в отличие от типичных детективных сюжетов, где всегда есть конкретный убийца, приводит нас к мысли о том, что не бывает одного виноватого. В любой трагедии есть и подстрекатели, и равнодушные, и молчуны, с подачи которых и происходят трагедии. Так что этот сюжет, скорее о коллективной вине, о том, как равнодушие здесь и сейчас может привести к катастрофе, которая будет преследовать вас в будущем.
170