Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    Аноним18 июля 2024 г.
    «Мастер и Маргарита» - моя ассоциация со школой, уроком литературы, где каждый уважающий себя учитель должен был донести до учеников весь гений Булгакова, помещенный в «МиМ», а особо впечатлительные ученики в свою очередь пытались потом убедить остальных, что гений он воистину!
    Не знаю, только ли у меня так, что книги, прочитанные в стенах школы, универа, диктующие свой собственный темп прочтения всегда вызывали нежелание читать вовсе? Как бы то ни было, спустя годы решила я, что не оценила сие творение именно потому, что читала не в то время, не в том месте. Оказалось, дело вовсе не в этом. Просто такая вот образная, многослойная литература не вызывает у меня восторга. В этом я убедилась и благодаря «Розе Мира» и  «Игре в бисер» и творениям Камю…
    Люди делятся на два типа: тех, кто восхищаются «МиМ» и тех, кто просто не любит. Равнодушных мало. Я принадлежу ко второй группе, хотя умалять талант и значимость Михаила Афанасьевича ни в коем случае не буду.
    Просто книга не для всех. Если попросят в двух словах рассказать о чем она, то я не смогу. Не потому что я не помню сюжет, или я его не поняла (хотя вполне возможно), а потому, что книга очень сумбурна. Она напичкана мистикой, сюром, все это в довольно нелинейном повествовании, сюжет будто скачет, а от такого меня укачивает. Лично я увидела потуги создать нечто необычное, странное, чтобы нужно было покопаться, чтобы текст как бы шептал «а ты подумай, что за этим скрывается!». Есть два наиболее выиграшных варианта добиться такого эффекта: 1)внести дольку бесовщины, ведь темные силы всегда привлекали людей, раньше - ведьмы, ныне - тоже ведьмы, только теперь порчу дистанционно наносить могут.
    2) внести божественное. Прибегнуть к библии, вспомнить легенду, дать героям имена святых или схожие с именами святых.
    Иногда такие эффекты работают, но с ними тоже нужно уметь обращаться. Тут же этого всего было намешано через край.
    Книга напомнила полет фантазии, как будто Булгаков записал свой сон. Появился замысел, но на начальной стадии и остался. Мне вот неинтересно копаться в замыслах, я люблю читать книги на стадии, когда идея уже «осязаема», когда сюжет цельный и по окончании прочтения вопросов не возникает. Для меня это как открытый финал в фильмах и сериалах, типа, пленки не хватило/стало лень/ не знаю как закончить - пусть сами придумают как хотят. Не хочется пытаться увидеть то, чего нет. Опять же, я понимаю, что это такой СТИЛЬ и он имеет место быть, я лишь говорю о своих впечатлениях.
    Картины Ротко тоже многим кажутся верхом искусства. С годами понимаю, что как раз таки простое выразить гораздо сложнее, чем такое вот все витиеватое. В попытке сделать «нечто» люди искусства идут в две крайности: либо довести минимализм до пика, где уже ничего нет (в прямом смысле - еще раз, тот же Ротко) и «додумайте сами!», либо нагромоздить идеи, стили, впихнуть весь свой инструментарий разом, авось что-то и выйдет. Вариант такой, подстрахованный, ведь в куче всегда можно что-то заприметить.
    Книга, безусловно, запоминающаяся, несмотря на обилие событий читается легко. А еще Бегемот прикольный.
    Такая вот классика не для всех.

    4
    173