Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Американская трагедия

Теодор Драйзер

  • Аватар пользователя
    Sest17 июля 2024 г.

    Большой американский роман как часть мировой культуры

    Добрался я до главного произведения американского классика (но по мне так и мирового, ибо Драйзер точно не локальный автор, и, на мой взгляд, свой важный вклад именно в мировую литературу он внес).

    Начну я, пожалуй, с того, что года полтора назад я прочел его трилогию желания, романы «Финансист», «Титан» и «Стоик». Книги произвели на меня совершенно колоссальное впечатление, все три были интересны и величественны, а мистер Каупервуд занял в моем пантеоне героев достаточно высокое место (герой не в смысле тех, на кого я хотел бы равняться, а в смысле персонаж книги). Самая сильная сторона трилогии желания, то, что резко отличает ее от других произведений кого бы то ни было – тщательно выписанные схемы обогащения, прописанные махинации и прочее такое. И все это внутри великолепной истории жизни мистера Каупервуда, его страстей, его любви, его мечтаний. Этот сплав утилитарного и возвышенного произвел на меня колоссальное впечатление.

    И вот теперь «Американская трагедия». Книга, написанная по реальной истории жизни некоего Честера Джиллета (кому интересно погуглите его биографию, она очень похожа на биографию Клайда Гриффитса, главного героя «Американской трагедии»). Интересный факт – Драйзер настолько плотно работал с материалами по Джилетту, что включил в свой роман куски писем, которые на самом деле писала Честеру его девушка, настолько эти письма по тональности попали в роман. При этом роман не кажется документальным, наоборот, его литературность не подлежит сомнению.

    У Драйзера свой дотошный стиль изложения. Драйзер максимально реалистичен, не терпит недомолвок и сомнений. Он должен все разжевать, положить в рот, а затем заткнуть читателю рот и ждать пока тот проглотит. У Драйзера нет неожиданностей. Если все идет к какому-то событию, что оно произойдет. Ему чужда история из серии «а тут в последний момент произошло нечто и все изменилось». Если некое событие более вероятно, чем обратное, то оно происходит. Драйзеру не нужна интрига, не нужно чтобы ты думал, что будет дальше. Это не детектив, не приключения, не роман положений. Это жизнь. И она в большинстве своем скучна, проста и следует логике нормального распределения событий. За всю книгу происходит максимум пара событий, про которые можно сказать «о, ну надо же», остальные все вполне укладываются в обычное течение жизни. Каждый сам должен понять для себя хорошо это или плохо. Просто Драйзер – он такой и пишет именно так, это его стиль и его философия.

    Роман поделен на три книги. Первая прям хороша. Вторая на мой вкус немного затянуто (есть ощущение, что автор жует по второму разу, уж простите за неприятный натурализм). А вот про третью я хочу сказать отдельно. Я не очень хотел приступать к ее чтению. Мне казалось, что ему будет настолько нечего нам рассказать в течение почти пятиста страниц, что все уже говорено и переговорено, что все уже закончилось, и он будет мучить нас одними и теми же переживаниями главного героя, и это будет невыносимо и ужасно. Но третья часть оказалась совершенно восхитительной, она совсем другая, чем первая и вторая и по духу она ближе к «Титану», чем к первым двум частям. В общем, третья часть привела меня в восторг.

    В целом роман отличный. Великолепные типажи героев, вообще все (не понравилась только Сондра, не очень понял ее персонажа, я бы предпочел, чтобы она была более умной что ли). А так портреты точнейшие, прям чувствуешь их. Главный герой весь из противоречий, при этом мне лично понравилось, что у парня полно недостатков, как-то ленность, низкая работоспособность, определенная недалекость, все это очень хорошо ложится на события, происходящие в книге. Изумительно раскрыта психология главных героев. Лаконичные, но качественные описания. Отлично передан дух Америки начала 20 века.

    А еще очень много социальных моментов, для Драйзера это не менее важно, чем герои книги. Отдельно автора волнует чудовищное расслоение общества и пуританское невежество. Если уж так говорить, то это тоже своего рода «Американская трагедия», а не только то, что в романе происходит. И, безусловно, в трагедии романа виноват наш герой, но и вина среды и окружения также очевидна (но герой виноват больше конечно).

    В общем. Отличный роман. Рекомендую. Но трилогию желания рекомендую больше.

    5
    412