Рецензия на книгу
Шрам
Чайна Мьевиль
Аноним19 декабря 2014 г.Начинается всё около города Нью-Кробюзона, хорошо знакомого тем, кто читал "Вокзал потерянных снов". Мне "Вокзал", при всех его достоинствах, показался невероятно мрачным, грязным и унылым, и я уж было расстроилась, что сейчас будет то же самое, ещё 800+ страниц. Но нет, Нью-Кробюзон,
Солнцесрань, божья сперма, лунные сиськи, дерьмо небесное, ссаки божьи, чтоб тебя боги задрочили до смерти!грешную землю мы вместе с героиней быстро покидаем и оказываемся на морских просторах, где и пробудем до самого конца книги. Что может быть прекрасней моря? Вот и я думаю, что мало таких вещей на свете, потому с куда бОльшим воодушевлением, чем поначалу, продолжила чтение. И если вас вот этот пассаж выше (про лунные сиськи) не напугал, читайте дальше. (Да, герои будут так выражаться, причём достаточно регулярно.))
Лучше всего, на мой взгляд, Мьёвилю удаются даже не сами истории, хотя и сюжетные повороты-интриги весьма неплохи, а миры и их население.
Обязательно причудливые на вид и экзотично-неуклюжие в эксплуатации города.. и не совсем города. Основное место действия "Шрама" - Армада, плавучий пиратский город из соединенных кораблей самого разного возраста и конструкции, на скорую руку переделанных под жилища, мастерские и улицы. Они даже земли наворовали и посадили парк!
Беллис шла мимо курятников, спасательных лодок, проржавевших паровых катеров, переделанных в цветочные клумбы, домов, врезанных в орудийные палубы, голубей, воркующих в стволе двенадцатидюймовой пушки, под деревянными лачугами, встроенными в фор-марсы; она шла в свете газовых фонарей, флогистонных элементов и масляных ламп, сквозь темноту, окрашенную в различные цвета, протискивалась по узким коридорам влажного кирпича, покрывавшего суда Армады, как налет плесени. Наконец она вернулась в свои комнаты в трубах «Хромолита»Очень много всего: аляповато, пестро, переломано и кустарно переделано во что-то другое, дикое смешение местами поломанных и сгнивших, но приспособленных в дело кусочков разных культур и цивилизаций. Слухи и сплетни - как средства массовой информации, пиратские вылазки – как способ прокормиться и выжить, деление на кварталы с отдельными правителями – как форма городского устройства. И всё же эти существа (далеко не только люди) жили, и находились пираты, бравшие совершенно новые, мирные профессии - даже пираты-библиотекари и пираты-ученые появились.
Наука в Армаде пребывает в убогом состоянии. Она была такой же пиратской, как и экономика и политика города, — продукт воровства и случая, разномастная и непоследовательная. Инженеры и маги набирались опыта на полуразрушенном, устаревшем оборудовании и похищенных изделиях такой немыслимой конструкции, что разобраться в них было невозможно. Наука в Армаде представляла собой лоскутное одеяло.А расовый состав населения (не только Армады, места действия, но и всего мира Бас-Лаг, по которому герои активно путешествуют) - это вообще моя любимая часть. Логика многих форм порождена, казалось бы, ночными кошмарами. И при этом способности, жизнедеятельность и история каждой расы прописаны настолько подробно и правдоподобно, что иногда кажется, что Мьёвиль - гений. Просто невозможно так много всего придумать, чтобы получилось настолько складно!
Особенно запомнились вот эти (часть знакома ещё из "Вокзала потерянных снов", часть - новенькая экзотика):- Какты, зелёненькие люди с шипами и растительной живицей вместо крови.
- Хепри, немые насекомоголовые люди с фасеточными глазками и всякими мерзкими усиками на хитиновой башке. Лепят скульптуры из слюней (фу).
- Анофелесы, люди-комары. С женским населением все понятно - кровь сосут, а вот мужчины более экзотичны - у них, извините,
жопасфинктер вместо рта и потрясающе развитый интеллект. - Те же "переделанные" люди, которых наказывали таким образом за преступления, с разнообразнейшими рукотворными мутациями (степень переделки зависела от тяжести проступка - весьма экзотическая мера пресечения, верно? А уж какое разнообразие, какой простор для фантазии - щупальца на груди, вместо ног - паровой котёл с топкой...)
(«Опять гной», — не без юмора подумал он).
Хирург улыбнулся.
— Поздравляю, мистер Сак, — сказал он. — Операция прошла успешно. Теперь вы — земноводное- Наконец, танати, мертвецы-аристократы, у которых вообще общество забавно устроено:
Есть работы, которые могут делать только живые. ... Поручать их зомби слишком опасно, ведь если что случится, оживлять зомби — дело дорогостоящее, а живых всегда можно вырастить еще.
Моя мать заработала достаточно и смогла позволить себе усыпление; потом некрурги ее забальзамировали и оживили.Про банальных вампиров и иже с ними я и говорить не буду, чего там, всем знакомо. Даже есть призрачники – пришельцы с другой планеты. И ещё куча рас, о которых упоминается вскользь, чьё существование покрыто завесой тайны – какая же фантазия у автора!
К земле призраков, или говорящих волков, или мужчин и женщин с драгоценными камнями на месте глаз, или людей с зубами как полированный уголь, или в землю разумных кораллов, или в империю грибов...Ну а в пиратском городе Армаде в результате смешения множества видов получилась колоритнейшая гибридная культура.
А симбиоз магии и технологий? Причудливо и прекрасно. Всякие хемические реакции, иликтричество, паровые двигатели, использующиеся в каждом деле..
Металломаги добавляли в металл строго отмеренные порции горного молока, произнося заклинания, делая пассы над плавящимся металлом, закручивая его мощными потоками, заряжая, запечатывая его.Смелые проекты города восхищают. «Мы ловим шторм, чтобы он ловил иликтрических элементалей, чтобы они ловили аванка». Поймать и запрячь рыбину величиной с город, обитающую на таком глубоком дне моря, где наша реальность переходит в другую, отправиться на край света по весьма недружелюбному волшебному океану, к разлому в ткани мира, чтобы добывать несбывшиеся возможности и вероятности.. Здорово. Но это – масштабное, а у читателя ещё каждую минуту будут главные герои, весьма разномастные и, в отличие от большинства книг, не сплоченные никакой такой идеей, а просто живущие, пытающиеся плести какие-то интриги и достигать каждый своей маленькой цели. У кого-то получается, у кого-то - нет. В плане взаимодействия и взаимоотношений людей - очень реалистичный, хотя и жестокий, разочаровывающий местами мир.
Что касается названия книги, оно используется в куче разных значений. Сколько шрамов на этих страницах! Шрам - это и земной разлом, место на краю географической карты, и симметричные шрамы-символы на лицах Любовников-правителей Армады, и следы ошибок - шрамы на спине главной героини, да и у других героев, на теле и в душе, последствия самых странных и страшных происшествий. Шрамы - они даже на фотобумаге, раненой и исцеленной, застывшей в новой форме фотографии. "Шрамы - это воспоминания," - говорит автор. Но, всё-таки,
хочу вас предупредить: даже когда все будет в порядке, некоторые из надрезов и отверстий могут, заживая, затвердеть. Они могут превратиться в шрамы. Я вас прошу в этом случае не огорчаться и не разочаровываться. Шрамы — это не раны, Флорин Сак. Шрам — это зажившее место. После ранения шрам восстанавливает ваше тело.Если говорить в общем, эта книжка производит громадное впечатление, и я очень рада, что прочитала.. вот такое. После "Вокзала" не тянуло читать Мьёвиля вообще, но годовой моб есть годовой моб. Благодарю советчика, да и к автору ещё с удовольствием вернусь. Можно я ещё раз это напишу? Мьёвиль - гений!
9110