Рецензия на книгу
Господа Головлевы
Михаил Салтыков-Щедрин
Аноним17 июля 2024 г.Не стареет
Михаил Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
Вообще я стараюсь не читать то, что читал раньше. Но тут такое дело. Во-первых, все-таки русская классика, она требует, чтобы ее исключали из любых правил. Во-вторых, я читал, но почти ничего не помнил по сюжету, а из героев осталось что-то мерзкое и липкое с именем Иудушка. Взялся, короче.
Вообще, Михаил Евграфович у многих в сознании такой крепкий второй эшелон. Все-таки сатира. Какие-то сказки. Аллегории. Так сказать, картины на поле не портит, местами выдает отличные матчи, но не топ. Да простят меня это читающие. Но по мне в такой оценке ничего негативного нет. Сатира сама по себе жанр непростой с одной стороны, и как бы несерьезный с другой. Тем более, когда сравнивают тебя не с каким-нибудь (не хочется никого обижать, уберу фамилию современника), а с Львом Николаичем и Федор Михалычем. Однако в рамках этого романа у меня напрашивается сравнение с Николаем Васильевичем (об этом чуть позже).
Первое что бросается в глаза – роман неровный, как будто сшитый из разных кусков. Я пока читал думал об этом, пытался логически это объяснить, что, мол, это автору неинтересно и опущено, а это, наоборот, слишком подробно, потому что важно. А этот инородный почти кусок (про Аниньку и Любиньку) нужен для ... Но реальность оказалась прозаичнее – роман склеен из нескольких рассказов, в разное время выходивших в печать как самостоятельные произведения. То есть история романа такая – Салтыков-Щедрин писал отдельные истории, которые объединял одним циклом рассказов об одной семье, материал накопился, и он решил собрать это в роман. Собирал сам, правил, что-то переписывал. Но ощущение неоднородности осталось.
Этот роман одновременно похож и не похож на Мертвые души. Похож, потому что галерея типажей. Главные Иудушка и Арина Петровна. Второстепенные – Степан, Павел и Анинька с Любинькой. Еще более второстепенные, но не менее любопытные и важные - Владимир Михайлович, Володенька с Петенькой и, пожалуй, Евпраксия. Каждый персонаж наделен своими уникальными чертами. Каждый живет и действует в соответствии с тем, какими чертами его наделили. Каждый колоритен и запоминается, их хочется обсуждать и препарировать. Каждый отвратителен в большей или меньшей степени. Не похож, потому что Гоголя интересует сам типаж, а Салтыкова-Щедрина больше интересует как его персонажи дошли до жизни такой. Как следствие этого интереса, у Михаила Евграфовича намного больше социалочки, ибо именно среда делает людей. Личное мнение, если продолжать сравнение двух великих – если в диалогах Салтыков-Щедрин Гоголю не уступает, то в целом Гоголь пишет несколько ярче и интереснее.
Если говорить о чем этот роман, то ту можно две вещи выделить – отмена крепостного права как внешняя влияющая среда и праздность как причина разрушения душевного и физического. По большому счету роман об этом. В школе учили, что это все про упадок дворянства. Ну пусть. Все герои удались. Но главные отдельно великолепны. Арина Петровна – железная бизнес-леди на старинный манер, очень точный портрет. Она, безусловно, не без нормальных человеческих черт, даже в период своего расцвета и максимальной силы, но насколько она успешна в бизнесе, ровно настолько она провальна в семье. Как ни крути, но весь паноптикум взрастила она сама, болван, дегенерат и Иуда (есть еще одна дочь, но мы так мало о ней знаем, что и сказать нечего). В итоге вся жизнь идет прахом, очень все это назидательно для многих сейчас.
Ну и Иудушка, конечно. У меня из детства осталось ощущение чего-то липкого, мерзкого и отвратительного. Сейчас я вот думаю, что в наши дни надо было Порфирию Владимировичу родиться. Был бы или выдающимся духовным наставником или великим бизнес-тренером. Ну прям все задатки. В те времена, увы, осталось невостребованно. Сейчас такие люди процветают, сам нескольких знаю По другим персонажам скажу лишь одно – все типажи узнаваемы и все в современном мире присутствуют. Сила сатиры, че уж.
Две вещи хочу отметить. Мастерство, с которым автор создает ощущение гадливости и мерзости, все время хочется помыть руки. И концовка. По мне она выдающаяся. И, да, не раскаялся он. Просто даже скудным умишком понял, что все просрал. Вообще все. Но это не раскаяние.
Всем добра. И поменьше персонажей Михаила Евграфовича Салтыков-Щедрина в жизни встречайте!
5133