Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся
Виктор Гюго
Аноним17 июля 2024 г.«Вы обладаете всем, но только потому, что обездолены другие»
Как же сложно писать мнение о книге, один эпизод из которой настолько выбил тебя из колеи, что аж всему произведению хочется 0 поставить. Но мы так делать, естественно, не будем, к тому же этот эпизод довольно небольшой и сути дела всего романа не особо меняет. Начнем с того, что первой части «Человека, который смеется» я хочу отдать нижайший поклон. Ее атмосфера просто потрясающая: морская тематика, человек против беспощадной стихии, поражающие воображения преступления против детей, которые были практически законны. А вы говорите про упадок морали: так, как развлекалась знать 18 века, больше не развлекался, наверное, никто. Гюго заставляет переживать за тех персонажей, которых мы ненавидели несколькими страницами ранее, потому что мы все в равной степени беззащитны перед ликом природного бунта. Так, я ожидала, что весь роман будет выполнен в похожем стиле, который я бы сравнила со стилем Александра Дюмы. Ощущения при чтении Гюго достаточно похожи на ощущения от чтения Дюмы, что-то есть в них родственное.
Но затем градус ужаса снижается, и снижается достаточно прилично. Автор продолжает обличать человеческие пороки, но по факту персонаж, который должен был очень сильно пострадать от чужой алчности, получает от нее и личную выгоду – прибыльную и, прости, господи, стабильную работу, верных и близких, хоть и не по крови, людей. Конечно, это все никак не возместит недостаток адекватного отношения со стороны общества: когда у тебя архетип шута и все время тебе нужно смеяться и смешить других, ты настолько устаешь от этого, что в свое свободное время тебя остается только плакать. Но главный герой не остается один на один с этой проблемой, у него есть поддержка в виде персонажа Деи, и, о боже мой, как же она красиво описана.
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.Эти строчки Пастернака прям про нее, она вся такая белоснежная, воздушная, ангельская. Она очень сильно контрастирует с королевой Анной и герцогиней Джозианой, которые переданы максимально отвратительно, уж не знаю, задумывал ли Гюго этот контраст специально, но такое повышенное внимание к женской девственности на протяжении всего романа меня очень напрягало.
Вернемся к главному герою. По идее, через него Виктор Гюго раскрывает свое резко негативное отношение к аристократии, которая наживается на страданиях других. Он встает на сторону всех униженных и оскорбленных, и в кульминационной речи человека, который смеется, к обжорливой знати обращается именно сам Гюго, а не его персонаж, потому что, когда последний говорит о том, какие страдания и бедность он якобы видел, в это не верится и это не производит нужного эффекта, т. к. в предыдущих главах он также высказывал мысль о том, что он никогда бы не отказался от своих физических увечий, ведь именно они даруют ему возможность быть материально обеспеченным и обеспечивать его близких. Плюсом к этому идет тот самый эпизод, который переворачивает отношение к главному герою с ног на голову. Он представляется нам как работяга и верный друг, но резкий поворот судьбы меняет абсолютно все, и даже в таком добродетельном человеке просыпаются низкие людские страсти. За свое одиночество фигляра он получает ангельскую Дею, за свои "проснувшиеся инстинкты" он получает дьявольскую герцогиню. Она ужасна от и до, все, что она делает и говорит – мерзко и максимально сексуализировано. «Женщина – это глина, жаждушая обратиться в грязь. Мне необходимо презирать себя. Это превосходная приправа к гордости,» – произносит она перед героем Гюго, которого хочет заполучить. Короче, вот всю эту арку их взаимоотношений я бы просто вырезала, она не дает сюжету ничего, кроме ощущения грязи, и делает только хуже ключевым идеям романа. Хорошо показать, как статусность и богатство выворачивают человеческую душу наизнанку распутной стороной вверх, но как бы и из персонажа, который до этого вел себя как последнее животное, не стоит делать голос совести и морали, потому что это просто смешно читать.
В любом случае, данный эпизод заканчивается, и повествование возвращается в прежнее русло. Хоть под конец из-за недоразумения, описанного выше, я потеряла интерес к чтению книги, получившийся финал романа взбодрил меня и напомнил мне о более важных вещах. Это тот случай, когда концовка вытащила на себе общее впечатление от произведения, поэтому никакой оценки 0, естественно, не будет.
6374