Рецензия на книгу
Возлюби ближнего своего
Эрих Мария Ремарк
Аноним17 июля 2024 г.О НАДЕЖДЕ И ЭМИГРАЦИИ
Ремарк – писатель надежды. Надежды на то, что то, чему он был свидетель, в чем он был невольный участник, чему он был верный летописец, весь этот ужас когда-нибудь закончится. Увы, двадцатый век закончился – а реальность вновь и вновь наступает себе на хвост и дает нам вновь – войну, потерю дома, эмиграцию, ксенофобию… и множество других несчастий, а вернее злодеяний, творимых людьми.
По книгам Ремарка можно прочесть летопись потерянного поколения не только Германии, но и всей Европы. Поколения, прошедшего через первую мировую войну, через скитания и одиночество, через потери, вторую мировую войну, через невозможность восстановить душевный покой и внутренний мир. Мир с самим собой.
Роман «Возлюби ближнего своего» - еще одна веха крестного пути этого поколения. Евреи, инакомыслящие, нежелающие примириться с установлением нацистской власти в Германии, вынужденные скитаться по миру практически без надежды на дом, работу, элементарную сытость. И это в прямом смысле – иногда день, иногда неделя, иногда чуть дольше – и тебя вновь гонят с места, высылают в другую страну, сажают в другую тюрьму, разлучают с близкими и любимыми, лишают жизни.
Роман тяжелый и вместе с тем очень светлый. Это роман о надежде. Когда всё против тебя – у тебя нет крыши над головой, ты потерял последние деньги, ты болен, ты разлучен с семьей, в этот момент тебе вдруг может повезти. Ты получишь из ниоткуда десяток монет, тебя накормят, найдется стог сена, в котором можно переночевать, дадут прописку на четыре дня и даже временную тяжелую работу. Это везение. За этими случайностями маячит возможность счастья, покоя, крыши над головой. Возможность не только воспоминаний, а человеческого тепла и будущего, возможность соучастия и сочувствия.
Эмиграция - тем более эмиграция вынужденная, по принуждению, - вещь страшная, не объяснимая никакой социологией и историческими перипетиями. Пройти через эмиграцию, нищету, ничтожество, преследования, голод и холод, унижение и отчаяние – это жуткая правда миллионов людей в двадцатом (и, увы, нынешнем) веке. Рассуждать об эмиграции дозволено только людям, прошедшим через это лично. Другие рассуждают пусто, отстраненно, свысока. (Читал в одной рецензии: и всё бы хорошо, но ведь первые доставшиеся деньги герои тратят на выпивку, ай-ай-ай, это же алкоголизм, как это безнравственно, не могу понять и т.п.). Ремарк имел на это право – он потерял родину, скитался, его семью преследовали, его книги сжигали нацисты.
Сюжет книги – это скитания тысяч германских эмигрантов, скорее даже мытарства, выдержать которые невозможно и которые герои проходят с достоинством. Книга как коллаж из множества историй, главные из которых – судьбы Йозефа Штайнера и Людвига Керна. Все повествование строится вокруг событий, в которые вовлечен то Штайнер, то Керн. Они люди разного возраста, разного опыта, но идущие одним маршрутом и связанные взаимной симпатией и дружбой, возникшей на этом сложном пути. Они связаны необходимостью выживания. А еще в жизни каждого есть любовь, светящая им звездой, – Мария Штайнер и Рут Голланд. Ради этой любви один из них пойдет на смерть, другой – спасется и будет жить. Надежда всегда есть.
Множество других персонажей – это как бы свита главных героев. Но у каждого – личная и трагичная судьба, история потерь. Особо стоит в книге фигура Морица Розенталя, семидесятипятилетнего старца, патриарха среди эмигрантов, который склеивает и связывает истории многих, является воплощением вечного Агасфера. Именно через Розенталя Ремарк символически пытается осмыслить судьбы невольных скитальцев на библейском уровне. Из веков вышли и в века уйдут, будут прославлены Богом, ангелы с трубами будут даны им в услужение.
Через библейскую цитату в названии книги, через историю Розенталя и его предсмертные видения, Ремарк выводит частные трагедии на уровень мировой, общечеловеческий. Он обращается к читателям своего времени (роман написан в 1939 году, опубликован в 1941 году, когда еще многие катастрофы второй мировой войны не случились), он обращается и к будущим читателям. С предостережением. Но прежде всего с надеждой, что покой и вечная радость будут… хотя бы на небесах. Ну, и как тут не пожалеть, что я не верю ни в Бога, ни в загробное воздаяние.
июль 2024
13585