Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Последний день приговоренного к смерти. Рюи Блаз

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним16 июля 2024 г.

    Последний день приговорённого к смерти

    Виктор Гюго написал повесть «Последний день приговорённого к смерти» в 1829 году; в ней он выступил за отмену смертной казни во Франции, что произошло только через 150 лет после выхода в свет этого произведения. В очередной раз гений Виктора Гюго опередил своё время, как это было в случае с «Собором Парижской Богоматери»: здание хотели снести, но писатель выступил против этого.

    Как можно понять из части повести, именуемой «Комедия перед трагедией», это произведение вызвало возмущение в светском обществе. Люди не хотели даже произносить в слух название книги, хотя все её и читали… Что же стало причиной недовольства?

    В «Последнем дне» Гюго описывает состояние человека, приговорённого к смерти. Между вынесением смертного приговора и самой казнью проходят шесть недель. Главный герой получает перо, чернила, бумагу и письменный стол, что позволяет ему изложить свои мысли, чувства, описать обстановку.

    Интересно, что читатель так и не узнаёт ни имени главного героя, ни его преступления. Из обрывков сведений мы лишь знаем, что человек этот, похоже, принадлежал к высшему обществу, так как он владеет латынью, умеет читать и писать. Он молод, у него есть старуха-мать, жена и маленькая дочь. Отсюда следует, что неважно, кто приговорён к казни и за что; главное, что процедуру эту следует отменить.

    В предисловии к повести (оно появилось не сразу, а только в пятом издании) автор в нехудожественной форме объясняет, почему он выступает за отмену казни. Одна из наиболее интересных причин – то, что убийство человека нанесёт удар не только ему самому, но и его родственникам. Мать останется без сына, жена – без мужа, дети – без отца.

    В самой повести автор разворачивает эту мысль художественно. Он показывает, в каких ужасных условиях находятся люди в тюрьме. Причём не только смертники, но и каторжники: они вынуждены обнажёнными стоять под осенним дождём, а когда они одеваются, их одежда полностью пропитана водой, их бьют палками и др.
    Главный герой даже задумывается: не лучше ли сразу умереть, чем пойти на каторгу? Сначала он выбирает смерть, но чем ближе к ней, чем меньше времени остаётся до того самого часа, тем больше ему хочется жизнь, и он решает, что уж лучше жить ужасно, чем не жить вовсе. Хотя людям, прошедшим каторгу, почти невозможно влиться в общество. В их паспорте есть отметка «каторжник», из-за которой их никто не хочет брать на работу даже за гроши. Им приходится совершать рецидив и вновь быть осуждёнными.

    По мере приближения к казни главный герой меняется, и для этого достаточно несколько часов. За несколько часов до смерти он уже не надеется на помилование, но за несколько минут до казни он всё же просит это. Чем ближе к смерти, тем меньше осуждённый обращает внимание на окружающий мир. Всё для него теряет смысл, если жить осталось несколько часов.

    Интересно и отношение общества к казни. Люди собираются толпой в несколько тысяч человек, чтобы посмотреть, как гильотина отрежет голову осуждённому. Хозяева кабаков, находящиеся у Гревской площади, сдают любые места, чтобы посетители поглядели на казнь. Люди тычут пальцами, радостно кричат «смертник!» при его виде. Словно убийство – развлечение.

    Книга заставляет задуматься над ценностью жизни. Сейчас мы живём, но ведь рано или поздно нас не будет. Не будет ни тьмы, ни света. Наше сознание перестанет существовать.

    Содержит спойлеры
    9
    169