Рецензия на книгу
Мы
Евгений Замятин
Such_name_no16 декабря 2014 г.Сперва, книга читается тяжеловато, отрывисто. Но затем становится проще, и там где мысли главного героя обрываются, можно легко додумать что-то свое, идея мне понравилась.
Роман «Мы» я прочитала уже после романа-антиутопии «1984», поэтому впечатлений было меньше, и не было того шока и ужаса как после прочтения «1984». Замятин читался быстрее, легче и приятнее. Наиболее интересным мне показалось, как в сравнении с западными антиутопиями проглядывает "русскость" автора: чрезмерная эмоциональность, живость и нервность языка, всепоглощающая любовь.
Хоть многие и пишут, что «Мы» слабоват на язык и написан сыро, сравнивая с тем же «1984», я считаю его замечательным толчком того времени для жанра антиутопий. Он был написан намного раньше «1984» или «О дивный новый мир», но уже тогда были первые предпосылки будущего. Может быть не все так радикально, но кто сказал, что мы к этому не движемся. К анти утопичности, к отсечению всего «лишнего», к машинизации человечества и компьютеризации. Сама суть романа не велика и уложить ее можно в еще более меньшее количество страниц, все остальное, размышления, терзания и переживания главного героя.
Жители Утопии настолько утратили свою индивидуальность, что различаются по номерам. Живут они в стеклянных домах (это написано еще до изобретения телевидения), что позволяет политической полиции, именуемой «Хранители», без труда надзирать за ними. Все носят одинаковую униформу и обычно друг к другу обращаются либо как «нумер такой-то», либо «юнифа» (униформа). Питаются искусственной пищей и в час отдыха маршируют по четверо в ряд под звуки гимна Единого Государства, льющиеся из репродукторов. В положенный перерыв им позволено на час (известный как «сексуальный час») опустить шторы своих стеклянных жилищ. Брак, конечно, упразднен, но сексуальная жизнь не представляется вовсе уж беспорядочной. Для любовных утех каждый имеет нечто вроде чековой книжки с розовыми билетами, и партнер, с которым проведен один из назначенных сексчасов, подписывает корешок талона. Во главе Единого Государства стоит некто, именуемый Благодетелем, которого ежегодно переизбирают всем населением, как правило, единогласно. Руководящий принцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы. Человек был счастлив в саду Эдема, но в безрассудстве своем потребовал свободы и был изгнан в пустыню. Ныне Единое Государство вновь даровало ему счастье, лишив свободы.
В СССР книгу восприняли враждебно, а автора обвинили во вредительстве. Ну, еще бы, ведь писатель разбил в пух и прах концепцию коллективного счастья, идею громадного и радостного человеческого общежития. Потому что в основе такой утопии лежит уравниловка. Но принцип "всех под одну гребенку" невозможен без ограничения свободы. А без свободы человек становится рабом.
Этот роман о бунте природного человеческого духа против рационального, механизированного, бесчувственного мира. На протяжении всей книги, можно проследить то, как изменяется образ мышления главного героя, Д-503. В начале, когда он только начал писать записки, его мысли холодны, расчётливы, непреклонны, оцифрованы и закованы в четкие рациональные формулы. Но затем, под давлением женского внимания, общения, его разум постепенно меняется. Глаза раскрываются, распускается «душа». Да, пока что «душа» именно в кавычках, так как на первый взгляд он считал ее болезнью, от которой нужно избавляться только хирургическим образом. И только после того, как I-330 показала ему новый мир за стенами, его душа уже вышла из кавычек, обрела себя. А встретив того самого Благодетеля, главу единого Государства, он вовсе то и сразу понял, что это такой же нумер как он сам, что каждый может быть благодетелем. В итоге, Д-503 развил в себе мысль о том, что его предок был «за стенным», природным человеком, что есть место душе и чувствам и что Единое Государство не есть суть всей правильности жизни.
В конце добавлю слова самого Замятина, потому что лучше него я не скажу и не выражу основную мысль книги. Он говорил, что пока есть бури и грозы, пока сверкает небо и тучи над ним, пока происходят революции, жизнь идет и движется в правильном направлении. Ведь после бурь и гроз всегда выглядывает ослепительное солнце, воздух становится хрустальнее, а цветы пахучее. Он говорил о том, что только безумные могут мечтать о конечной анти утопичности, где все закончено, исчислено, отмерено. Я не знаю ничего страшнее этой энтропийной эпохи. К счастью, мы живем в грозовые времена, говорит Замятин. В России дуют ветра с запада, востока, с какой-то стороны на Россию громыхнет молния. Мне кажется, он уже тогда все знал. Меняются времена, эпохи, но суть неизменна. Это прослеживается сквозь войны, экономические и демографические кризисы, американизацию и подражательство. На Россию дуют ветра с разных сторон. Автор говорит, что человек отвыкает от вольных ветров и открытых пространств, строит стены все толще и выше, ограждая себя от дикого природного, естественного мира. А что будет дальше? Да все как было написано в книге. Но всегда будут добрые люди. И всегда будут эти бури. Государство не захочет себя изживать, оно переживет свои задачи, снова будут грозы. И будет всегда эволюция, укрощающая эти грозовые бури.
Один умный немец говорил: «Философ не обязан быть дураком». Читатель тоже не обязан.
Замятин писал для тех, кто не только умеет ходить, не только маршировать в ногу, но и летать.320