Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Саламбо

Гюстав Флобер

  • Аватар пользователя
    _Yurgen_14 июля 2024 г.

    Когда-то в Карфагене…

    «Но вдруг странные крики, глухие и в то же время резкие, донеслись до залы, заглушая голос Ганнона и звон посуды, которую расставляли вокруг него. Крики усилились, и вдруг раздался бешеный рев слонов»

    (С. 97)
    Второй изданный при жизни роман Гюстава Флобера. Он вызвал неоднозначные отклики коллег и критиков, интерес читателей, негодование прессы, обличительные проповеди священников в провинции.
    Образы, созданные автором, фантастичны и гиперболизированы, их страсти подробно описаны Флобером. Особенно это касается Саламбо и ливийца Мато, предводителя наемников. Роман назван «Саламбо», хотя самой героине в произведении уделено не так уж много места. Однако она – та важная фигура, полная восточной привлекательности, вокруг которой завязываются сюжетные линии других героев.
    Наиболее интересный здесь образ – это суффет (консул) Гамилькар Барка (Молния), отец Саламбо, полководец, призванный ревнивыми властителями Карфагена подавить восстания наемников. Это человек, чья воля усмиряет собственные страсти, а потому он выглядит наиболее цельным среди одержимых чувствами героев. Он – военный гений в отличие от прочих, для которых война лишь средство достижения разных целей. Его противоположность – заживо гниющий от болезни Ганнон, бесконечно тщеславный и никчёмный в поступках.
    Конечно, в книге есть смыслы, не очень явные на фоне самодостаточных ярко, если не сказать аляповато, прописанных героев, многочисленных деталей в описании городов, армий, пейзажей, одежды и т.п. Тем не менее, они легко прочитываются и имеют универсальный характер. Жертвоприношение Молоху выявляет весь абсурд власти богатых и пресыщенных, готовых расплатиться за свои ошибки чужими головами.
    Книга прекрасно проиллюстрирована Саввой Бродским.

    11
    1,4K