Рецензия на книгу
Мертвое море
Жоржи Амаду
Аноним14 июля 2024 г.Лучше бы мне прочитать это в 16. Тогда на первый план бы вышла красота слога, поэтичность формы и романтика суровой жизни у моря — ведь все эти люди живут у смерти за пазухой. Прочитать в 16, запомнить как экзотическую песню. Когда мне было лет 12 и мы с родителями ездили к морю, то вечером ходили слушать на набережную непонятные песни индейцев в национальных костюмах — я даже выпросила диск с записью, так была очарована. Ни разу не включила, конечно, и сейчас такие представления окатывают меня жутью, но воспоминание красивое. Похожее воспоминание я могла бы иметь о книге.
Читала в два захода с большим перерывом и не отрицаю красоты этого текста. Он похож на народную песню — с её повторяющимися рефренами и подпевками, которые не то что без смысла, нередко даже без слов, ай-люли. И, как многие народные песни, поэтизирует непростую нищенскую жизнь. Нехитрый сюжет — главный герой, Гумерсиндо, которого называют Гумой, теряет в море отца, учится ремеслу (искусству, конечно) управления маленьким парусником у дяди, наследует от него шлюп, тяжело работает, женится, сталкивается с трудностями и приходит к финалу. Он живёт просто, ест жареную рыбу, малограмотен (хотя, по словам учительница, был мальчик смышлёный, но учился не больше полугода). Вся его жизни связана с тяжёлым физическим трудом, постоянной нуждой, опасностью стихии, нехитрыми развлечениями — драки, выпивка, секс. А ещё удальство от широты натуры и забота, что он оставит после себя. Классический персонаж.
Интереснее его жена, Ливия — девушка не с берега моря, удивительно красивая и похожая на местную морскую богиню. Гума верит, что богиня и устроила их встречу. Для неё такая жизнь — сплошное мучение, а выбор, который она делает в конце романа, очень хорошо смотрится в народной песне и пробирает мурашками. Но... нет, не верю.
Да и вся книга такая: очень красиво, но как же маетно. Качаешься, качаешься на этих волнах. Постоянно что-то случается: тут опасность, здесь другая опасность, и снова какие-то беды — но почти ничего не происходит. Видно, как нравится автору то, что он описывает, и он делает это честно, но я давно переросла романтизацию нищеты, убаюкивание страданий и умилённые интонации.
14289