Рецензия на книгу
Грезы об Эдеме: В поисках доброго волшебника
Джеймс Холлис
Аноним16 декабря 2014 г.Должен вам сказать, что мы вовсе не хотим завоёвывать никакой космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с другими мирами. Нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало. Мы бьёмся над контактом, и никогда не найдём его. Мы в глупом положении человека, рвущегося к цели, которую он боится, которая ему не нужна. Человеку нужен человек.Все это для меня началось с Фромма и его "Искусства любить". В этой книге речь идет о том же: о том, что мы не желаем вырастать, что мы - дети с блестящими глазами и открытыми ртами, которые очень-очень ждут, что прилетит вдруг волшебник (возлюбленный, папа, Иисус, гуру) в голубом вертолете и бесплатно покажет кино. Сначала человек пытается любить свое отражение, а потом разбивает глупое зеркало, в котором однажды ночью вдруг показывается Черный Человек. И, что характерно, на следующее же утро заказывает новое зеркало. Как трудно понять, что Другой - Другой, что он непостижимость и вселенная. И еще сложнее понять, что непостижимость и вселенная - это Ты. И только с осознанием этой инаковости (через триллионы корчей, болей, страданий и душевной ассенизации) в тебе появляется любовь. И вот шут знает, как ее описывать, потому что эта штука - парадокс в обертке из парадокса и сбоку еще парадоксальный бантик. Только осознание собственной полной самодостаточности ведет к подлинному пониманию того, почему человеку нужен человек.
Радикальное желание позволить себе просто быть вместо того, чтобы контролировать себя, требует великого мужества и свидетельствует об окончательном признании Таинства.
Холлис много говорит об идее страдания и конфликта, необходимого для развития, и это, конечно, Библия и все русские классики вместе взятые. Мне было очень интересно прочитать трактовку истории Иова.
Как и все мы, Иов хотел чего-то особенного: он хотел волшебства. Именно благодаря своим невольным и незаслуженным страданиям он обрел величие. Он совершил психологический переход от обиженного, набожного ребенка, который ведет себя соответственно ожиданиям взрослых, к мужчине, у которого произошло подлинная встреча с мистическим. «О Тебе слышали мои уши, – говорит он Яхве, – теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов. 42:5). Поиск Иовом Доброго Волшебника – это наш поиск, и конец его – это наш конец.
P.S. Все самые важные книги приходят вовремя и совершенно случайно. Эта книга была посоветована в очень внезапной, но невероятно уютной ламповой беседе :)
8920