Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ходячий замок

Диана Уинн Джонс

  • Аватар пользователя
    angelofmusic11 июля 2024 г.

    Воспоминания меня не обманули, книга мне нравится больше, чем мульт. Я всё берегла рецу, думала, что к концу добавлю обзор, но сегодня отвалилась сетка, в которой я планировала делать арты для обзора, так что... Даже если сетка заработает, всё равно сочту за знак и первым своим обзором ХД делать не буду. Хотя сделать обзор по  "Воздушному замку" мечтаю зверски, там столько красивых образов можно воплотить!


    Итак, чем же меня бесит мульт? Тем, что Софи там редкостная ТП. Ей японским по белому говорят: не выноси демона из очага, замок развалится. А она вся такая красивая, волосы назад, разваливает весь замок. Ну она же переживала, она же девочка, ей можно! Вот то, что должно было быть в обзоре (а, может, ещё когда-нибудь и будет): Миядзаки создаёт пространство нерасказанной сказки. Создаётся ощущение, что мульт только краем крыла мазнул по какому-то громадному миру, а в книге всё намного больше и красивше. У меня такое было, когда я увидела кусок мульта, как две девочки рыдают около убитого на камне льва, а потом ходят по лесу. Да, насколько вы догадались, это была экранизация "Хроник Нарнии", задолго до популярной франшизы фильмов.  Но проблема в том, что сказки Миядзаки не существует. И, сдаётся мне, даже в его собственной голове. Мульт нелогичен. Куда идёт Софи после превращения? Хз. Окей, в книге это объяснено.

    Ну, и мне не нравится посыл. Ой, как мило, волшебница Салиман затеяла срач с другим государством, а когда Софи и Хоул поцеловались, по доброте души решила всё прекратить. А погибшие... а кто их считает? Ну, сдохли и сдохли, они же не главные герои! Мораль мульта мне выносит мозг. Начисто. Давайте сразу, не хочу об этом спорить в комментах. Из-за того, что мне пришлось бы разбирать мораль в обзоре, я долго колебалась стоит ли вообще его делать.

    Миядзаки, по сути, взял своих "Унесённых призраками", вырвал оттуда массу линий и сказал: "Я шикарный сценарист!". Не-а. Можно быть шикарным режиссёром, но сценаристом оставаться на уровне первоклассника. Ладно, это я сюда сливаю всё своё негодудение, обзоры явно будут смотреть не ради того, чтобы пропитываться моей ненавистью, или, по крайней мере, не к режиссёру, который считается мировым достоянием.

    Вернёмся к сказке самой Дианы Уинн. Ёлки-палки, я читаю второй раз, я худо-бедно помню сюжет и всё равно ничего не понимаю :) Кстати, я прочитала сперва книгу и только потом смотрела мульт. И это сравнение точно не пошло на пользу мульту. Книга о том, как одна заколдованная девушка вдруг осознала, как круто жить по принципу: "А какая теперь на фиг разница?".

    Книжная Софи тоже может бегать, волосы назад, но всё-таки она понимает зачем она бежит и куда. Да, не факт, что она выдумала хороший план, но она хотя бы понимает, что хочет сделать. Мультяшная Софи вообще не представляет что она и делает почему. У неё есть парень, он за неё подумает.

    В принципе, Миядзаки, конечно, нащупал одну важную составляющую женского самообмана - уверенность баб, что мужики меняются под действием любви. Знаменем этого самообмана является книга "Гордость и предубеждение". Ясен-красен, что авторка книги была старой девой. Люди меняются и меняются сильно. Но для этого требуется либо долгое воздействие, чтобы человек успел пересмотреть свои взгляды, либо резкое потрясение, чтобы человек усомнился во всём, во что раньше верил. Резкая любовь, которая падает аки люстра, сброшенная Призраком Оперы на зрительный зал, существует только в сказках и девичьих мечтах. Дарси запросто мог бы полюбить Элизабет Беннет, безумно и сильно. Но только это не заставило бы его пересмотреть его взгляды, он мог бы любить и презирать. И делать предложение в стиле "Так и быть, я на тебе женюсь, куда тебе, бедной презренной дурочке с идиоткой-матерью и массой сестёр ещё деваться?".

    И мультяшный Хоул именно Дарси. Мечта малолетки. Вот тут он исходит слизью из-за цвета волос, а вот тут такой благородный, что аж зубы выпадают от скрипа при взгляде на него. Видела мем "Меня спросили о чём "Ходячий замок", а я объясняю, какой там шикарный Хоул". Да, мультяшный Хоул - это кинк, который глупые маменьки вбивают в девочек.

    В книге всё лучше, потому что книгу писала замужняя пятидесятилетняя тётенька, а не четырнадцатилетняя девочка. Хоул не меняется. Он позёр, он поверхностен, но он очень добрый парень. И Софи только со временем понимает, что за всеми истериками Хоула скрывается очень добрая и нежная душа. Фактически, книга исключительно о том, как несколько человек или, правильнее, существ пытаются ужиться на одной территории и строят семью, основанную на эмоциях.

    О чём мультик, не знает сам Миядзаки. Страна Хоула использует его в качестве супероружия, пусть он сперва и отбивается, а потом так: "Ой, да лан, ничё, что мы столько народа поубивали, забудем и простим нам всё, кто старое помянет...". Сам Хоул даже истерику в мульте катает неубедительно. Он не пытается привлечь к себе внимание, как книжный Хоул, а просто начинает из-за проблем с волосами долго и продвинуто подыхать. Но Хоул... Бог с ним. Как и говорила, меня там бесит Софи. Вечно не знает чего хочет и вечно на слезе.

    Я не скажу, что Софи из книги много лучше. Но у неё действительно есть хорошие порывы и при всей своей грубости она заботится о других. Под конец, что характерно, она бежит спасать возлюбленную Хоула, наплевав на собственные чувства. То есть в ней то же, что и в Хоуле - наружу она показывает совсем не те чувства, которые испытывает. Позёрство Хоула и грубость Софи - не маски, это части их натур. Но не основные. Зато те, которым они с радостью дают волю, так как их постоянно заставляли в себе эти черты подавлять. Они могут стать нежными и добрыми только, когда станут собой, а потому они должны принять в себе и эти, не особо одобряемые обществом черты. 

    При всей психологичности главных героев, проработки антагонистки недостаёт. Тут бы хорошо лёг какой-нибудь эпизод, который бы показал, что Болотная Ведьма изначально тоже была такой же - с позёрством наружу и более глубокой душой внутри, но потом позёрство и стало её натурой, выжгло её изнутри. 

    Хорошая сказка. Сумбурная, так как в ней слишком много событий. Но могу понять, почему сказка реально хорошая чисто объективно. Диана Уинн выдаёт массу подробностей, закручивая детективный сюжет. Догадаться сложно, но когда раскрываются карты, ощущение большой глубины и насыщенности мира. 

    Явно не любимая мой книга у Джонс, но очень достойная. И да, я мечтаю таки сделать в нейросетке битву с Болотной Ведьмой)))

    105
    1,3K