Рецензия на книгу
Кабинет диковин
Дуглас Престон, Линкольн Чайлд
Аноним11 июля 2024 г.Сложносоставной по жанру роман, в котором перемешались признаки разных видов остросюжетной литературы. Тут и археологический детектив, и медицинский триллер, и хоррор о маньяке, и даже мистика. Кажется, оба соавтора добавили в своё творение всё, что сами хотели бы видеть в идеальном криминальном романе. Центральная фигура повествования - специальный агент Алоизий Пендергаст, вокруг которого собирается команда единомышленников, с целью раскрытия тайны старого и жуткого захоронения, обнаруженного при строительстве чуть ли не в центре мегаполиса. Пендергаст личность загадочная, прежде всего внешне, поскольку он бледен, тощ и тем самым похож на собственное привидение. А ещё он очень богат, и истоки его богатства также загадочны. Ещё он умеет выстраивать "Чертоги разума", что немало развлечет читателя, ибо таким способом Алоизий умудряется мысленно путешествовать сквозь пространство и время. Например, описанное в книге путешествие в конец XIX века дает возможность поближе взглянуть на один кабинет диковин, вынесенный в заголовок романа. Кабинеты диковин представляли собой прообраз современных музеев, куда энтузиасты-любители науки собирали разные любопытные вещи, от костей мамонта до чучела русалки - поддельного, разумеется. В общем, что-то среднее между кунсткамерой и ярмарочным шатром - "проходите, дамы и господа, не упустите случая узреть чудеса науки всего за одну монетку".
Между тем изрядное количество времени действие романа крутится вокруг современного Музея естественной науки. Здесь в начале книги читатель встречает доктора Нору Келли - археолога, которой начальство не выделяет денег на исследования. (Авторы, к слову, к концу книги расстараются, чтобы все нехорошие бюрократы получили своё.) И именно здесь будет совершено одно из убийств, которых и без того много на страницах книги. Сначала речь идёт о старых преступлениях, жертвы которых в большинстве своем безымянны и позабыты. Ну как тут не вздрогнуть от записки, обнаруженной среди костей, зашитой в подкладке полуистлевшего платья: "...ня завут Мэри Грин взраст 19 №16 Уоттер-стрит". Записку нацарапала девушка, которая знала, что неизвестный "исследователь" не собирается оставлять её в живых. Ближе ко второй половине книги появятся новые жертвы, и журналисты, в том числе и Уильям Смитбек, поневоле попавший в круг помощников Пендергаста, будут считать, что появился маньяк-подражатель, и даже дадут ему кличку Хирург. А вот Пендергаст будет упорно продолжать утверждать, видимо, имея в виду какие-то свои расчеты, что убийца тот же самый, что и больше ста лет назад - он нашёл секрет вечной жизни и теперь уже не остановится. Каждый персонаж внесет свою порцию в общее расследование - до финала, увы, доберутся не все - и читатель получает интереснейшую мешанину из разных методов следствия, взглядов на жизнь и неожиданных поворотов сюжета.
17382