Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мы

Евгений Замятин

  • Аватар пользователя
    Аноним13 декабря 2014 г.

    Хорошая литература не даёт ответов, а ставит вопросы. Эта книга как раз из таких.

    20-е годы - мой любимый период. Искусство движется вперед, "Серебрянный век" вот-вот прошел, художники ищут новые пути развития... И Замятин вписывается в общую картину как нельзя лучше. Эстетика - везде. Если сравнивать с похожим антиутопическим произведением Хаксли - "О дивный новый мир", то у английского автора больше интересны сами идеи, а не то, как написано. Здесь же - сочный, яркий мир красок. Метафоры - восхитительны: заросший морщинами рот, розовая кровь солнца, тумбоного топать, взглянула сине... Ассоциации с лирикой Маяковского. По поводу слога - все, как нужно. Рваные незаконченные фразы оформляют крамольные мысли. Как еще лучше выразить то, что выражать, нет, даже впускать в сознание нельзя? Да здесь в молчании скрыто больше, чем в явных записанных на бумаге предложениях.

    Итак, мы в мире, где все подчинено Разуму. Понятие "свобода" - нечто отвратительное, индивидуальность рассматривается как болезнь, мораль - абсурд. Еда, сон, работа, личная жизнь (если это можно так назвать) строго регламентированы.


    Много невероятного мне приходилось читать и слышать о тех временах, когда люди жили еще в свободном, то есть неорганизованном, диком состоянии. Но самым невероятным мне всегда казалось именно это: как тогдашняя -- пусть даже зачаточная -- государственная власть могла допустить, что люди жили без всякого подобия нашей Скрижали, без обязательных прогулок, без точного урегулирования сроков еды, вставали и ложились спать когда им взбредет в голову; некоторые историки говорят даже, будто в те времена на улицах всю ночь горели огни, всю ночь по улицам ходили и ездили.

    Здесь система этики построена на несложных математических вычислениях:


    Убить одного, то есть уменьшить сумму человеческих жизней на 50 лет, -- это преступно, а уменьшить сумму человеческих жизней на 50 миллионов лет -- это не преступно. Ну, разве не смешно?

    Тут нет дружбы, любви, ничего не происходит просто так, у всего есть причина и следствие, все загнано в строгие математические формулы. Эмоции, будоражащие кровь, - ненужное неправильное сокращение сердечной мышцы.

    Интересна интерпретация идей христианства. По Библии, в основе веры и поступков должна быть любовь, "Бог есть любовь", и ближних нужно любить, как самих себя и т.п. С этим нельзя не согласиться. Государственные винтики считают христиан своими предшественниками (хотя и несовершенными). Почему так? Ведь работа этого огромного механизма построена исключительно на рациональном основании. Благодетель в разговоре с Д упоминает о чудовищной жестокости: "...разве сожженных христианами на кострах меньше, чем сожженных христиан?" Любить = убить? Любить = мучить? Не этому учил Иисус. Тоталитаризм - это скорей какое-то извращение, построенное на идее абсолютной власти, которая подстраивает потребности каждого человека под государственное задание. Выводы каждый пусть делает сам, но что-то здесь определенно не сходится.

    И смотришь на это тоталитарное общество, и борются чувства: с одной стороны, без жесткой власти не будет порядка, а с другой, разве возможно своё маленькое счастье без личной свободы?

    А что есть счастье? В Едином Государстве считают, что это - блаженство, избавление от любых желаний, фантазии, а, значит, и от собственного "Я". "Мефи" противопоставляют этому чувственность, энергию (порой даже разрушительную), волю. И выходит так, что Д-503 остаётся метаться меж двух огней, между двух крайних точек: абсолютная свобода или абсолютная покорность? либо разум, либо сердце? застой или революция? И нет здесь выхода, нет ни прежнего древнего мира, ни счастья в теперешнем, и любой выбор тебя погубит...

    Трагедия заключается в том, что нет здесь чего-то вечного. Мы привыкли к понятиям вроде "вечной любви", чести, мы понимаем, что погибнуть ради чего-то высокого - это героизм. А погибнуть ради того, чтобы продолжалась будничная работа механизма - как? Глупо, низко, отвратительно. Как только можно такого требовать?! Но даже за Зелёной Стеной нет тех, кто верит в вечное. Сочувствие мятежникам сменяется разочарованием, когда понимаешь, что для них цель оправдывает средства, что они способны предать, использовать, бросить. Революция - ради революции. И что дальше?

    Итак - не жалею о прочтении. Книга поразительная. Она выходит за рамки сатиры на социалистическое государство и заставляет поразмыслить о том, как должно быть устроено общество и где должны в нём находиться мы. Или - "Я"?

    3
    18