Рецензия на книгу
The Decagon House Murders
Юкито Аяцудзи
Аноним11 июля 2024 г.Десятиугольный дом. Размышления.
Мы обратились к произведению Юкито Аяцудзи после прочтения нескольких детективных романов Содзи Симады. Симада считается одним из ярчайших представителей хонкаку-детектива, возродивших жанр во второй половине двадцатого века. Роман "Убийства в десятиугольном доме" Симада рассматривал как достойное воплощение традиций жанра. Книга настолько его впечатлила, что он написал к ней предисловие, в котором не скупился на похвалы молодому автору. По нашему же мнению, патриарх японского детектива несколько поторопился со столь высокой оценкой. Мы рассмотрим роман в контексте некоторых произведений самого Симады, которые задали стандарт хонкаку новой школы, до которого, на наш взгляд, "Десятиугольный дом" не дотягивает. Прямых сюжетных спойлеров рецензия не содержит.
Основа сюжета повторяет классическую историю "десяти негритят" Агаты Кристи. Оммаж, отсылки к классике детективного жанра мы признаем несомненным достоинством романа. Герои носят имена известных писателей: По, Эллери, Ван Дайн и т. д. Роман начинается со своего рода философских размышлений о судьбе "чистого" детектива, в рамках полемики с "социальной" школой. Эти соображения выражаются в диалогах героев. Героя-сыщика зовут Киёси Симада. Киёси - имя героя романов Симады - Киёси Митараи, фамилия же красноречиво говорит о вдохновителе произведения. Представлена карта острова, на котором происходит действие, а также схема дома, в котором происходят убийства. Необычная планировка дома, кровавые преступления из прошлого - все это тоже под большим влиянием Симады. Приходит на ум его "Дом кривых стен", в котором ключевым является само устройство дома. Завязка романа выглядит многообещающе. На этом достоинства заканчиваются и начинаются недостатки.
Образы героев набросаны довольно схематично, диалоги тоже довольно утилитарны, лишены какого-либо постороннего от сюжетной информации содержания. Симада в своем предисловии, тем не менее, отмечал, что это скорее плюс, таким образом выражается "чистота" детективной истории, тем самым, принцип хонкаку доводится до абсолюта. Мы же, в свою очередь, считаем, что это смотрится достаточно бедно, что особенно ярко видно по сравнению с произведениями Содзи. Так, в романах "Токийский зодиак", "Дом кривых стен", и др., детективная история разворачивается на фоне очень ярких декораций, художественно насыщенных до гротеска. Помимо того, что они являются интересным обрамлением истории, они также служат "естественными" отвлекающими обстоятельствами для читателя. Диалоги героев у Симады не просто передают сюжетную информацию, а раскрывают особенности личностей героев - будь то беседа о платных парковках в кафе в "Двойнике с лунной дамбы", или спор о достоинствах Шерлока Холмса между Митараи и Исиокой в "Токийском зодиаке". Это не "загрязняет" историю, а пробуждает больший интерес читателя, заставляя задумываться, что же является важным, а что второстепенным. В конце концов, детектив - тоже художественное произведение. Мотивация убийц у Симады, надо признать, тоже довольно схематична и условна, однако необычные декорации позволяют это "проглотить". Автор же "Десятиугольного дома" лишил нас такого удовольствия.
Перейдем к собственно детективной составляющей. Сработано добротно, но не более того: сюжет развивается быстро, читать интересно. Подозреваемым является почти каждый герой, хотя, на наш взгляд, читатель "не успевает" "прочувствовать" эти подозрения из-за маленького объема книги. Будь книга подлиннее, напряжение ощущалось бы сильнее. Развязка не разочаровывает, но и не очаровывает: на наш взгляд, она не очень хорошо подготовлена художественно - автор как будто слишком торопится рассказать ее читателю. По нашему мнению, именно поэтапная подача разгадки является самым вкусным ингредиентом детективной истории, как, например, в книгах Агаты Кристи. Кроме того, развязка лишена присущего для романов великой англичанки изящества - когда возникает эффект того, что это настолько просто, что "как только я сам не догадался". С нашей стороны это может показаться придиркой, однако не в случае, когда сюжет практически заимствован у Кристи. Роль главного героя-сыщика при этом крайне декоративна, узнаем развязку мы не от него, а непосредственно от автора. Не очень понятно зачем он вообще в романе. Да, он участвует в расследовании, но этим занимаются и другие герои. Возможно, автору казалось, что это будет довольно оригинально, хотя нам так не кажется.
Потенциал хитроумного устройства десятиугольного дома, на наш взгляд, не раскрыт до конца, так, ни разу не было использовано то обстоятельство, что двери во все помещения одинаковые, и можно заблудиться, находясь в холле. Конечно, автору виднее, какие сюжетные линии использовать, но непонятно, зачем тогда заявлять это обстоятельство в экспозиции романа. И если карты и схемы Симады хочется бесконечно пересматривать, пытаясь разгадать загадку, то здесь такого желания не возникает. Впрочем, тут судить слишком строго не будем, т. к. в "Токийском зодиаке" и "Доме кривых стен" Симада предлагает читателю самому разгадать загадку, давая все ключи для этого. Здесь концепция изначально другая.
Роман однозначно рекомендуем для прочтения, как и другие произведения жанра хонкаку-детектива. Вместе с тем, на наш взгляд, книга представляет интерес скорее как обыгрывание детективного жанра в ключе постмодерна, чем как достойное продолжение дела Содзи Симады.
1219