Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Empire of Gold

Шеннон А. Чакраборти

  • Аватар пользователя
    Аноним10 июля 2024 г.

    С каким удовольствием я читала первую книгу цикла, с таким же скрежетом зубов читалась третья. Начало было прекрасное: нас ввели в Дэвабад как в волшебную сказку, чтобы быстро опустить на землю, погружая в политические дрязги. И для меня это главный плюс цикла. Автор смогла неплохо передать проблему межэтнических и межрелигиозных конфликтов, сегрегации и разобщенности общества, вынужденного сосуществовать в пределах одного города. Как люди позволяют руководить своей жизнью и суждениями обидам и трагедиям, которые имели место настолько давно, что уже и в живых почти никого не осталось и мало кто знает, что вообще тогда произошло. А как интересно было читать про других элементалей, мифических животных, необычные болезни, с которыми сталкивалась Нари. Завязка цикла обещала мне интригующее политически направленное фэнтези с разнообразной мифологией и необычным бестиарием.

    И вот пришла пора второй книги, и история начала явно скудеть. Конфликт начал схлопываться до уровня Нахиды\Дэвы против Гезири. А в третьей книге осталась одна Манижа против всех остальных. Шафитов отодвинули в угол, про агниванши, тохаристанцев и сахрейнцев никто так и не вспомнил. Раскрытие мира сошло практически на нет, не считая маридов и истории аяанле, я не могу вспомнить ничего интересного расширяющего мир в продолжении.

    С масштабных конфликтов цикл свалился до межличностных, и это главный минус цикла для меня. Большая часть книг посвящена выяснениям отношений персонажей. И это не диалоги, через которые выясняется новая информация, или разговоры, когда объясняешься сам и пытаешься понять другого. Это бесполезное перекидывание обвинений. О чём бы изначально не был разговор, обязательно в который раз начнут вспоминать все прегрешения собеседника. Персонажи не пытаются поговорить, они стараются посильнее уколоть друг друга. Из-за этого герои раскаляются, читатель раскаляется и эмоциональные качели приходят в движение. В первой книге я ещё попадалась на эту уловку, но во второй автор уже настолько явно злоупотребляет этим трюком, что начинает вызывать только раздражение. Тем более, что эти обвинения порой совершенно не обоснованы. Например, в “Медном королевстве” Манижа обвиняла Дару в том, что он, Афшин, посмел атаковать Нахида. И это при том, что, во-первых, Дара понятия не имел, что кто-то там - Нахид, во-вторых, Нахид сам полез под стрелы, защищая возлюбленного. И на эти обвинения Дара лишь пристыженно молчит, хотя вины его там грош.

    Следующий минус цикла - это персонажи. Хитроумная воровка с комплексами, гордый красавчик с трагическим прошлым и добрый принц, мечущийся между своим долгом и своими убеждениями. Набор персонажей, как говорится, никогда такого не было и вот опять. Но проблема даже не в этом, а в отсутствии какого-то развития героев. Они не стали лучше или хуже, а остались точно такими же, какие были с самого начала. При этом так много времени уделяется их переживаниям, персонажи постоянно мечутся из одной стороны в другую, чтобы наконец осесть на тех же убеждениях, какие имели изначально.

    В какой-то мере, мне было жалко Дару. Не люблю я, когда автор откровенно издевается над одним и тем же персонажем. У всех героев, конечно, жизнь не сахар, но у Дары вообще жизни нет. Он как олимпийский факел, который Нахиды и ифриты постоянно передают друг другу. С другой стороны, его история показалась мне интересной в том плане, что он главный пример, как воспитание и традиции могут сломать человека. Когда другие персонажи поступают против своей воли, потому что у них нет другого выбора, у Дары этот выбор нередко имеется, но он его не делает. Потому что с детства его приучили, что решать должны другие дяди и тети, а его дело - подчиняться.

    Нари, начиная со второй книги, не вызывала ничего кроме недоумения. Несколько лет жизни в Дэвабаде, причем не очень счастливых, но она уже считает Дэвабад своим домом, а дэвов - своим народом. Прожив большую часть жизни человеком, она с чего-то начинает комплексовать из-за своей шафитской крови. И в то же время она гордится тем, что по человеческой линии она египтянка. И не знаю кому-как, но персонаж, который в одной книге за небольшое путешествие влюбляется в одного мужчину и готова выйти замуж, во второй книге не по любви, но по согласию замужем за вторым, а в третьей книге ещё не успела оплакать смерть мужа и крушение родного города, но уже недвусмысленно пялится на третьего мужчину, такой человек вызывает у меня вопросы.

    Есть и другие непонятные мне моменты. К примеру, Манижа так старалась спасти Джамшида от Гасана, а после её типа смерти Каве зачем-то тащит сына прямо под нос этому самому Гасану. Далее, Гасан сразу понимает, что Каве - любовник Манижы. Джинн из захолустья, дэв и ярый огнепоклонник, любовник опасной Нахиды, которая всегда ненавидела Гасана, отец Нахида, который потенциально может стать центром поклонения. После всей это информации, как с Каве поступает Гасан? Делает своим старшим визирем с реальной властью в руках. Я не султан с параноидальным расстройством личности, но даже я побоялась бы давать такому человеку хоть какую-то важную позицию.

    Про джиннов в рабстве и, в частности, историю Дары, так ничего и неизвестно, про ифритов и их мотивы в революции сказано три слова, кто был Сулейман и подробности про его печать тоже непонятно. Этим вопросам стоило уделить внимание хотя бы в "Серебряной реке", но вместо этого там, по большей части, рассказы для тех, кому не хватило романтики в основном цикле, и про то, что и так известно.

    Дочитывала я цикл практически только, чтобы узнать тайну рождения Нари. Вторая и третья книга, на мой взгляд, весьма слабые, но у обеих книг динамичные и масштабные финалы, которые, собственно, и вытянули для меня всё остальное. Это не те книги, которые стоит читать, чтобы отдохнуть и расслабиться, а вот отвлечься - да. Мир был, по своему, волшебный, а межэтнические конфликты, к сожалению, до сих пор актуальны. Мнение у меня неоднозначное, но своя прелесть в цикле есть.

    PS как-то задумалась, почему в героическом фэнтези так любят типаж героя "принц ни рыба ни мясо", и меня позабавила мысль, что Али практически буквально "ни рыба ни мясо".

    Содержит спойлеры
    9
    276