Рецензия на книгу
500 лет назад
Лия Арден
Аноним9 июля 2024 г.Обычный ромфант на пару вечеров, но есть нюанс
Предупреждение: Так как речь идет о третьей части цикла, рецензия может содержать спойлеры к предыдущим книгам цикла Мара и Морок и Мара и Морок. Особенная Тень , которые не убраны под кат.
Предыдущие две книги я прочитала разом в конце 2021 года, то есть почти три года назад, и едва ли помню их сюжет. До третьей руки дошли только сейчас, но, так как эта книга является отдельной историей, забытый сюжет предыдущих книг вовсе не помешал мне получить удовольствие.
Эта книга является приквелом к основной дилогии и рассказывает о времени, когда Мары еще существовали в полных составах по семь человек. Все вместе, от старшей до младшей, они жили в храме богини Мораны, и с уходом одной сразу появлялась другая. Вместе и по отдельности они в основном боролись с нежитью, но иногда и решали какие-то непонятные политические проблемы.
Главная героиня Веледара/Вела, княжна ашорская, в 10 лет стала Марой, предварительно потеряв почти всю семью и получив инвалидность. Ее вылечили и воспитали Мары, самой близкой из которых стала Мара по имени Ясна. Книга рассказывает о прошлом Велы - о том, что случилось с ней и ее княжеством, и ее настоящем - о жизни не совсем обычной Мары.
Любовный интерес Велы - окутанный мраком и тайными тайнами косторез по имени Ирай. Про него мне особо нечего сказать - стандартный герой-любовник из ромфанта.
В этой книге как будто бы значительно лучше продуман лор: больше разной нежити с объяснением ее особенностей, больше легенд про Морану и Тень, больше здесь и колорита, связанного с бытовой жизнью в этом выдуманном мире. К тому же, так как на момент повествования Мары еще существуют, лучше описано, как работает сестринство. Это несомненный плюс этой книги.
Главные персонажи у писательницы получаются довольно однообразные: Вела и Ирай не слишком-то отличаются от тех ребят из основной дилогии, имен которых я не помню, да и динамика их отношений по ощущениям такая же. Вообще пока читала, призадумалась о том, что книжные отношения, которые начинаются со словесных перепалок и попыток подраться, уже порядком набили оскомину. Не могу воспринимать как что-то хорошее отношения, в начале которых она не раз врезала ему по лицу, а он использовал на ней дурман-траву и связал. Не скажу, что это совсем неприятно читать, но каких-то сильных положительных эмоций тоже не имеется.
Второстепенные персонажи тоже довольно одинаковые: Ясна почти такая же, как Вела, а Айка - как Злата. Отдельно стоит только персонаж Алии - такой идиоткой, как эта княжна сератская, еще надо было уродиться.
И хотя Алия здесь бьет рекорды по идиотским поступкам, в спину ей дышат и другие персонажи. Вела творит безумную и опасную дичь: пытается напасть на Морока, отправляется за Алией одна, хотя могла бы взять Ясну, идет одна на беса. Ирай отрабатывает на Веле запретные приемы типа дурман-травы, а потом почему-то удивляется, что она ему не доверяет.
Поведение Валадана/Валада просто без комментариев: сказать Алие, что он жив, чтобы все подумали, что она совсем поехала крышей, - это ок, а нормально заявиться к отцу и сестре и наконец-то уладить проблемы в княжестве - нет, спасибо. В целом, они с Алией друг друга стоят.
Чуть получше воспринимаются более старшие персонажи: мне понравились старшие Мары Сильвия, Алена и Руслана (хотя писательница не слишком потрудилась над тем, чтобы их можно было различить), а также опекун Ирая Гаван - милый он мужичок.
Сюжет глобально очень предсказуемый, хотя вообще-то я тот еще ведомый пирожок. Но тут вы не только почти сразу сможете в общих чертах предугадать концовку, но и будете представлять себе хвост сюжетной линии, когда писательница лишь покажет вам ее уши.
Как только в книге было сказано, что тело Валада было утрачено, было понятно, что он выживет и он Морок. То, что Ирай Морок, было очевидно сразу. То, что Алия и Валад будут вместе и объединят северные княжества, было более, чем ожидаемо. То, что Вела погибнет от рук Озема и Сумерлы и Ирай ее воскресит, стало ясно в момент, когда выяснилось, что Алия жива.
Возможно, писательница хотела разбавить все это предсказуемое благополучие окончательной смертью Велы в родах, но тот факт, что она родила здорового сына, хотя Мары не могут иметь детей, уравновешивает отрицательный характер этого сюжетного поворота.
В сюжете много противоречий. В частности, постоянно говорится, что Мары не занимаются политикой и не занимаются всякой фигней - они же не частные детективы, которых можно нанять. А в итоге занимаются и с большим удовольствием. Говорится, что Мары не делают различий между княжествами, а в итоге все почему-то решают проблемы северных княжеств. Говорится, что Мары должны отречься от своей семьи, но в действительности Вела лишь не может заходить в дом отца, но видеться с ним и другими родственниками - это другое.
А еще в семье ашорского князя Вереста произошел какой-то небывалый всплеск избранности.
Насколько велик шанс, что рандомный ребенок, родившийся в этом мире, станет Марой или Мороком? А каков шанс, что два из двух детей окажутся избранными? Наверное, не очень большой, но князь Верест и княгиня Агна оказались очень меткими.
Написана книга тоже не великолепно отнюдь. Писательница поработала с историзмами, это она молодец, но в остальном хорошо написать книгу от первого лица в настоящем времени выглядит как невыполнимая миссия, вот и у Лии Арден не особо получилось.
Ну вот, кажется, я разнесла книгу, которой поставила положительную оценку. За что же 3,5? За то, что это обычный ромфант для расслабления последней нервной клетки, оставшейся в живых после тяжелого рабочего дня. Атмосферный мир, бодрый и захватывающий сюжет, не отталкивающие персонажи - это все могло бы быть еще лучше, но и то, что есть, позволяет хорошо отдохнуть в приятной компании. В какой-то момент я даже подумала перечитать основную дилогию, но потом произошел кринжовый эпилог этой книги, в которой писательница вернулась к персонажам из дилогиии, и я резко передумала.
Перечитывать не буду, но остальные книги Лии Арден точно еще посмотрю.
15806