Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девственницы-самоубийцы

Джеффри Евгенидес

  • Аватар пользователя
    Аноним9 июля 2024 г.

    70-е годы, маленький городок в США. Нам рассказывают о самоубийстве пятерых сестёр Лисбон - им было всего 13-17 лет, но мы видим происходящее со стороны, глазами мальчиков-подростков, которые доподлинно не знают, что именно творилось в жизнях девочек и могут лишь строить теории.
    Они (мальчишки) теперь уже взрослые, но трагическая история не отпустила их, они до сих пор хранят вещи, связанные с девочками, до сих пор копаются в воспоминаниях.
    Они говорят, что любили девочек, но на деле - скорее романтизировали (а иногда сексуализировали). Не очень-то старались понять их, помочь им, не воспринимали как личности - в их глазах сёстры были подобны ангелам, существам, пришедшим из иномирья и в раннем возрасте вернувшимся в него же.
    Насколько поняла, автор не считает такое отношение к девочкам проблематичным, называет мальчиков в некотором роде романтиками-поэтами и для меня это как-то... немного грустно?
    С другой стороны, бездействие мальчиков (как и бездействие взрослых) привело к печальному исходу - и насколько, в таком случае, важны слова автора о поэтичности? Ведь история всё равно остаётся напоминанием о губительности равнодушия, а то, что написана она с точки зрения незрелых, несколько одержимых мальчиков-теперь-уже-мужчин, даже делает проблематику острее.
    Будь книга написана с точки зрения подростков, вопросов к рассказчикам возникло бы меньше: они совсем ещё юные, у них не развита в полной мере эмпатия, они не знают, как действовать в подобных ситуациях, их начинают интересовать девушки, их почти детские умы притягивает таинственность сестёр и всего с ними связанного. Не хочется сильно их обвинять, всё-таки они были практически детьми. Куда больше претензий возникает к окружающим-взрослым.
    Но повествователям уже за тридцать - потому их не прошедшая одержимость воспринимается несколько нездорово, даже жутковато. Словно они тоже не смогли повзрослеть, зацементировались в травматичном юношестве.
    Мы никогда не узнаем девочек по-настоящему, не поймём, что из написанного было правдой, а что - фантазиями всех тех, кто наблюдал за ними со стороны. И это пугает, потому что звучит реально - скольких трагичных историй можно было бы избежать, прояви окружающие чуть больше неравнодушия, попытайся разглядеть звоночки грядущего прежде, чем оно нагрянет?
    Гораздо проще рассуждать уже после, ссылаясь на непроверенные детали, утверждая, что произошедшее было предначертано. Пытаться помочь в моменте - труднее.
    Я шла в эту книгу за атмосферой: хотелось чего-то душного, липкого, с ароматом сладкого гниения и роями мух. Текст одарил меня этим сполна, он написан очень красиво и окутывает тягучей духотой с головы до кончиков пальцев.
    Что же касается наполнения - оно спорное, советовать всем точно не стану. Кого-то будут раздражать повествователи, крадущие вещи девочек, обсуждающие их нижнее бельё и сексуальную жизнь, кого-то взбесят взрослые, допустившие случившееся, кому-то не хватит чёткости - повествование зыбкое, полное домыслов, напоминающее смазанные поблекшие полароидные фото. Кто-то наверняка (справедливо) скажет, что повествователям не хватает осознанности и саморефлексии. А мне нужно время, чтобы сформировать чёткое мнение. Пока что оно дрейфует.

    11
    496