Рецензия на книгу
Лед и вода, вода и лед
Майгулль Аксельссон
Аноним11 декабря 2014 г.По мере чтения «Льда и воды...» осознал, что мне интересны книги, где события и действия происходят на борту корабля/судна, которое по каким бы то ни было причинам преследует свою четкую, открытую, либо туманную и не ясную цель. Причем сюжет романа не должен включать в себя приключенческо-сказочную составляющую в духе каких-нибудь отважных капитанов или злобных пиратов и тому подобных персонажей.
«Выигрыши» Кортасара, «Смилла и ее чувство снега» Хега, «Шахматная новелла» Цвейга, «Горькая луна» Брюкнера — первое что приходит на ум, как примеры «корабельной тематики», которые заманили, увлекли, похитили, обласкали, раздразнили, погрузили, одарили и благополучно доставили меня до конечного пункта назначения.
Ледокол под названием «Один», нафаршированный учеными с их диковинными измерительными приборами, алкоголем, музыкой, бесконечной около научной и не только болтовней, с попутными ветром и холодом отправляется к Северному полюсу исследовать то, что лежит за гранью понимания обычного человека. Помимо экспедиционной команды, на судне находится Сюсанна, женщина лет 60, писательница-пустышка, автор детективов, безнадежно пытающаяся забыть свое прошлое, которое мучит, нервирует и мешает нормально жить; Сюсанна, которая застряла в своей юности, соорудившая себе комплекс неполноценности и успешно протащившая его через всю свою жизнь. Она занимает центральное место в повествовании, этакий связующий элемент всего и всех.
Книга написана хорошим языком, читается легко, но несмотря на это угнетает. Прежде всего угнетает выбором героев. Ни один из них не вызывает приязни, сочувствия и расположения. Пожалуй, только у Элси временами наблюдаются проблески света. Импонируют ее самодостаточность и отстраненность. В Элси ощущается «нечто иное, насущно необходимое, точно костный мозг, и такое же скрытое от глаз, нечто, позволяющее тебе жить, однако предпочитающее, чтобы его не тревожили мыслью». И даже можно попытаться найти в себе силы понять ее решение, касающееся сына — самый главный, ключевой, определяющий поступок всей жизни Элси. Или, скажем так, не понять, но избавить себя от суда над ней, состоявшегося в умах и сердцах других персонажей романа.
«Лед и вода...» - книга о беспощадном эгоцентризме людей, неискоренимом, безудержном; глубоко и крепко сидящем в них чувстве вины либо желании это самое чувство вины посеять в других. Игра в жертву — самая востребованная игра, в которую вовлечены персонажи, но выход из которой не ищут, а продолжают гнуть свое: утомительное, тошнотворное, предсказуемое.
Повествование хоть и динамичное, но, как мне кажется, несколько затянутое. Концовка так вообще получилась смазанная, стертая, не запоминающаяся. Не такого финиша я ждал. Какова основная мысль романа? ЧтО хотела сказать Майгулль Аксельссон своей книжкой? Что расправившись с врагом, Сюсанна почувствует освобождение, в одночасье трансформируясь в некое существо, которому теперь неведомы страх и боль пережитого? С трудом в это вериться.
Относительно героев книги, они достаточно достоверно и детально описаны. Психология проработана сильно, персонажи ведут себя естественным образом, за исключением, пожалуй, Сюсанны, которая ну никак не тянет на 60-летнею женщину (на мой взгляд, это самый «провальный» персонаж Аксельссон). Но не более того: роман все же не отличается чем-то высокоразрядным, ничего нового не открывает, банален и прост по идеи, типичный середнячок, каких много.
Удалось ли Аксельссон воплотить свой главный замысел в явной форме — это вопрос, на который каждый читатель даст ответ самостоятельно, но особо хотелось бы поблагодарить ее за те места в книге, которые посвящены описаниям природы, ледокола, экспедиционной около научной атмосферы царящей на судне, бесконечных кусков льда и невероятной палитры неба, эманирующего Северного полюса, который не дает покоя человеку и в то же время приносит такой покой, о котором и не снилось ему, человеку. Вот об этом действительно было приятно и интересно читать.
Они покинули мир.
Они где-то в ином месте. Не в Северно-Западном проходе. Не на земле.
Где-то еще.
Ландшафт за иллюминатором выглядит так, как должен выглядеть ландшафт другой планеты. Марса, наверное. Или Венеры. Ровный белый лед стал бугристым и коричневым, кажется, это каменистый грунт, утесы и скальные глыбы, в нем виднеются глубокие черные трещины и метеоритные кратеры. И небо над ним не голубое и не серое. Скорее бледно-фиолетовое. Почти сиреневое. Небо другой планеты...В целом впечатление от книги слабое. Лед в книге ощущается практически везде и во всем, в том числе и в душах большинства героев. Возможно, только Элси (на мой взгляд, самый любопытный и наиболее интересный персонаж, получившийся у Аксельссон) способна оттаять и стать водой, остальные же обречены на вечное замерзание, а лучше сказать, на прозябание.
534