Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

О дивный новый мир

Олдос Хаксли

  • Аватар пользователя
    Аноним11 декабря 2014 г.

    Ну, вот и завершилось моё первое знакомство с Олдосом Хаксли. Я в восторге. Здесь в полной мере сработал принцип Холдена Колфилда относительно выбора хороших книг. Пожалуй, знакомство с «Дивным новым миром» - это лучшее из того, что случилось со мной за последнее время. Ибо книг подобных этой - одна на миллион.
    «О дивный новый мир» - это написанная в прошлом книга о будущем, заставляющая лучше вглядеться в настоящее. Хаксли словно пророк, предвидел и чётко обозначил те пути-дорожки, по которыми нынче вознамерилось идти человечество. Но только он довёл этот путь до его логического завершения, так как многие пребывают в блаженном неведении относительно конечного пункта. Но обо всём по порядку.
    Все люди хотят стабильности, справедливости, благополучия или, не дай Бог, равенства и братства, а также множество других вещей. Подобные желания живут в умах тысяч людей. Но стабильность, как и всё в нашем мире, имеет свою цену. И до того, как заплатишь её, она кажется е столь высокой. Правда об этом никто и никогда не задумывается.
    Мир будущего. Каким он будет, если вынести его за пределы нашей фантазии. Не сегодня-завтра хлопнет хвалённый прогресс – и мы увидим. А пока рассмотрим точку зрения Олдоса Хаксли.
    Роман Хаксли, при том, что, так сказать, стилистически, он намного слабее, например, новелл оного, обладает удивительной силой воздействия на читательские умы: он заставляет читающего задуматься о последствиях своих стремлений и желаний; помогает внимательнее всмотреться в нашу нынешнюю жизнь. Приглашает нас подумать над вопросом, а нужны ли счастье, здоровье, молодость тем, кто утратил в себе всё человеческое? И готовы ли мы, ради стабильности и довольства перестать быть людьми, если существует опасность стать не более, чем просто сытым и довольным организмом, таскающим своё скучное тело по просторам.
    О дивный новый мир! В мире, где каждый принадлежит всем, а общественное счастье высшая ценность, там каждый по-своему эгоист! Возлюбивший свою похоть, возлюбивший свою слабость, возлюбивший свою ничтожность. Без уважения к жизни и смерти, без малейшего желания обрести смысл собственного бытия, эти люди тянут лямку своей жизни в бесконечном «пей, гуляй, веселись» или, если воспользоваться словами Акутагавы: «жри, совокупляйся».
    Мир, где жизнь - бесконечный праздник, а смерть - веселый фейерверк, где с помощью сомы можно избавиться от забот и проблем - это мир где можно быть по-настоящему...несчастным.
    Осмелюсь заявить, что роман Хаксли вовсе не фантастичен. Описанное в нём, как бы это ни было грустно, вполне может произойти. Слишком многие хотят жить хорошо, но не хотят что-то делать для этого, при этом они желают веселиться и, как мне кажется, не отказались бы быть вечно молодыми, без болезней, без хлопот уже здесь, на земле, и в том нынешнем состоянии, в котором они пребывают сейчас. ПЕЙ, наплевать на духовный рост; ГУЛЯЙ И ВЕСЕЛИСЬ – в гробу мы видели ваш интеллектуальный рост.
    Процитирую формулу, выведенную Мустафой Мондом: «Семь с половиной часов умеренного, неизнурительного труда, а затем сома в таблетках, игры, беззапретное совокупление и ощущалки». Иногда мне становится жутко, ибо я понимаю, что уж слишком многим понравились бы эти вещи. Да и если заменить некоторые термины, вроде «ощущалки», на термины нашего дремучего века, то… Возможно мы на пути в наш собственный «дивный» мир.
    Собственно можно долго рассуждать о том, почему ужасно общество и устои будущего, можно поспорить, и сказать, что оно вовсе не столь ужасно, но роман, словно кладезь щедро даёт пищу для размышлений. Собственно, при прочтении, вы всё поймете сами и слова тут явно лишние. Хотя понимание довольно любопытная вещь. Любая шокирующая или заведомо правильная мысль, услышанная нами, уже преобразует нас, расставляет где-то внутри всё по полочкам, но умом мы приходим к тому, что уже поняли значительно позже. Вообще, нельзя понять то, что уже не родилось внутри тебя. Поэтому так часто сложно выразить словами то, что знаешь сам и о чем хочешь рассказать другим.
    Просто шикарны в романе персонажи. Полные противоположности друг другу (и от того друзья) Бернард и Гельмгольц. Гонимый миром Бернард, изначально вызывает жалость, ведь он одиночка, никем не понятый и всеми отвергнутый. Но это не соответствует истине. Бернарт заражен жгучей завистью к окружающим и в глубине души желает быть, как они. Гельмгольц напротив, персонаж, который, на мой взгляд, совершил значительный личный подвиг. У него было всё: красота, престиж, женщины и деньги. Казалось бы, живи себе припеваючи и ни о чем не беспокойся, но он интуитивно чувствовал, что что-то не так, что в мире есть нечто, что важнее этого. Ну и конечно самый главный персонаж - это Дикарь – единственный, кто сохранил свою человеческую сущность даже под натиском Цивилизации. Трагедия Дикаря сложна, он несёт в себе не только внешний, но и внутренний конфликт. Не знаю с каким чувством вы следили или будете следить за ним, а я с каким-то особенным трепетом следил за судьбой этого персонажа. От всех остальных его отличало чувство ответственности за свои действия, и вытекающее из этого чувство раскаяния. Эти чувства делали его живым, настоящим, отличали от безликих людей из пробирки. Да, в конце он сорвался, но это самое чувство раскаяния, неведомое никому кроме него, позволяет простить лучшего представителя своего мира. Пока люди находили оправдание своим порокам, он единственный кто слушал свою совесть. И оттого тяжелей конец книги. Всё-таки – это был не выход.

    21
    63