Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Хладнокровное убийство

Трумен Капоте

  • Аватар пользователя
    vuker_vuker7 июля 2024 г.

    Начну с того, что прочитала эту книгу по ошибке - литературный отец Холли Голайтли никак не ассоциировался с этой книгой и я... "читала книгу другого автора". Потом поняла, что стиль его совсем не тот. Меня обманули! Мне дали намного лучший ̶м̶е̶х̶...брррр, - роман. И я наконец-то оценила Трумэна Капоте во всей красе.

    Я не понимаю болезненную страсть американцев (и не только) лелеять образы убийц, маньяков, шизофреников и психопатов, изучать их биографии, литературное и живописное творчество, создавать фанатские общества. Я, если бы знала сразу, что книга написана на основе реальных событий, не притронулась бы к ней. Но написана она идеально! Как только начинается описание отца семейства Клаттеров, строгого, активного и доброжелательного методиста, я сразу нарисовала себе не слишком привлекательный образ задорного святоши с лицемерной лошадиной улыбкой (не люблю святош), но он никак не соответствовал последовавшим описаниям - люди любили его за мягкость общения и твёрдую волю, портрет должен был претерпеть изменения. Потрясающая детальность описания явно указывала на реальность этих людей и только тогда я полезла за справками в "ынтырнеты". Ну да, это оказалось документальной книгой о преступлении - тот жанр, которого я избегаю, но мастерство рассказчика уже не на шутку зацепило меня.

    Капоте не выполняет социальный заказ, не пишет просто на потребу толпы, очевидно, что его захватили образы этих людей, он выпытывает всю подноготную, подмечает важные но не самые яркие детали характеров, вроде бы случайно брошенные фразы, на которые можно было бы не обратить внимания, врезаются в память и впоследствии получают объяснение или подтверждение. В конце книги становится очевидна маниакальность Капоте, увлечённость образами Перри Смита и Дика Хикока, которая уже не отпускает его и не даёт вовремя завершить книгу - описания сокамерников и их деяний уже превращают финал в журналистский репортаж, последние главы о съемках фильма, об использовании тех же локаций, в которых происходило действие, о необходимости воссоздания атмосферы всего, что автор услышал от осужденных или увидел во время их казни, уже выглядит болезненно - ненормальным, но читатель лихорадочно следует за ним в эту бездну...

    В книге можно почувствовать также нелёгкую борьбу гражданской позиции автора и его человеческих симпатий. Но если Трумэн Капоте по завершении своего лучшего романа закрепился на позициях противника смертной казни, то я, на этом же материале остаюсь адептом мнения, что это иногда необходимо — даже оплакивая горькую судьбу преступника, даже испытывая к нему интерес и расположение, скорбя о его талантах и лучших задатках. Не в качестве мести, но как последняя помощь человеку, дошедшему до гибельной черты, как получившему смертельную рану души, несовместимую с нормальной дальнейшей жизнью.

    Кстати, я нашла образ смазливого Иисуса, который Смит нарисовал и оставил в подарок тюрьме. И да, это, конечно, не Иисус. Святой образ не пишется между делом. Разбор изображения делать не стану, каждый может самостоятельно сделать это

    Ощущения от книги таковы, словно удар "под дых" и нашатырь, но после него начинаешь видеть мир резче. Во мне он нашел сильный эмоциональный отклик и желание перетряхнуть кое-какие свои воззрения (но они устояли), а также осталось ощущение недовыясненности, и теперь мне предстоит посмотреть любимый фильм одного из преступников, глянуть фильм по роману и ещё один - про самого Капоте.

    14
    252