Рецензия на книгу
Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого
Фридрих Ницше
Аноним7 июля 2024 г.Для всех, ни для кого, не для меня
Как ни парадоксально, но в самой известной книге Фридриха Ницше я нахожу меньше всего ницшеанского. На эту удочку, к слову, я попался дважды — когда впервые познакомился с «Заратустрой», не имея за спиной других прочитанных книг Ницше, и когда прочитал его в более осознанном возрасте, вслед за группой основных его работ. Тогда я не понял, что такое Ницше, — теперь же ломал голову над тем, где здесь Ницше.
Безусловно, «Заратустра» ввергает нас в основной круг понятий ницшеанской философии — смерть Бога, учение о Сверхчеловеке, мораль толпы и мораль господ, вечное возвращение, опыт переоценки ценностей и т. д. Но тот полюбившийся мне Ницше —резкий, задорный, напрямую хлестающий читателя своими отчеканенными изречениями, — вдруг начинает скрывать себя за маской мифа и аллегории. И если первые две части ещё читаются и осознаются как полноценное его учение, то в последних двух частях происходит настоящий диссонанс, из которого человек, впервые открывающий для себя Ницше, вряд ли что-либо вынесет, потерявшись в ряду запутанных, многослойных аллюзий.
Примечательно, что в «Ecce Homo» Ницше называет «Заратустру» едва ли не самой высшей и самой сильной своей книгой, верхом божественной, дионисической поэзии. Возможно, ему нужна была эта «Библия Сверхчеловека», как глоток свежего воздуха, как некое поэтизированное «Да», раз и навсегда утверждённое и сообщённое миру. Но мне кажется, что нарочитая популярность «Заратустры» замыливает взор на всё остальное, что было им написано. «Заратустра» — последняя строка, предел, многоточие, которым завершается весь Фридрих Ницше, а вовсе не его начало. И те, кто уже ознакомился с «Волей к власти», «Антихристом», «Генеалогией морали», «Сумерками идолов» и другими значимыми работами ФН, в этом вопросе, пожалуй, со мной согласятся.
9694