Рецензия на книгу
Жизнь взаймы
Эрих Мария Ремарк
Аноним7 июля 2024 г.Помню, в юношестве я был в восторге от этого романа. Перечитав по истечении почти четырех десятков лет, восторги несколько улеглись. Мне (постаревшему? помудревшему?) показалось наличие у автора желания излишней романтизации и героев, и сопутствующей им обстановки. Он (Клерфэ) – бесстрашный автогонщик (ну да, не коммивояжер какой-нибудь или торговец недвижимостью), эдакий не обремененный заботой о финансах, но преуспевающий фрилансер от гонок, человек, постоянно (зачастую – не к месту) упоминающий о своем трагическом военном прошлом. Она (Лилиан Дюнкерк) – ослепительной красоты француженка, не привязанная ни к чему и ни к кому, находящаяся на лечении от туберкулеза в дорогом швейцарском горном санатории. Он невольно убеждает Ее покинуть это санаторий – и ездят наши герои по парижам-ниццам-монтекарлам и прочим венециям, едят устриц и сыр пон л’эвек, запивают их вином шато лафит – да как такая романтика не зацепит 16-летнего советского школьника, максимальная «заграница» для которого – это газета английских коммунистов «Morning Star»! Сейчас все воспринимается немного натянутым, усугубляют ситуацию довольно нудные диалоги между нашими героями на тему их совместной/не совместной дальнейшей судьбы, кто от кого первым уйдет, плюс часто кажущиеся «псевдоумными» мысли о жизни и ее смысле. При этом часто без какого-то развития, действие топчется на месте, «буксует».
Лилиан, постоянно педалируя мысль о своей скорой смерти (что, кстати, отнюдь не факт), пытается наверстать то, чего вскоре лишится, при этом отвергает возможность быть привязанным к кому-либо: это им, кому отпущена полная жизнь, можно выходить замуж, рожать, наслаждаться жизнью, ей-же нужно за малый срок попробовать все. Довольно спорная логика, да и сама Лилиан в ней на все сто не уверена, но эта мысль бомбит ее мозг на протяжении всего романа. Попытки Клерфэ как-то упорядочить их отношения (хотя его тоже не поймешь: то ему это надо, то – не надо) встречают отрицание. Какая-то безнадега – даже не в связи с тем, что героиня вскоре умрет (как она сама думает), а в патовости ситуации. Как ни жестоко это звучит, но смерть (исходя их предложенных автором обстоятельств, он сам нас старательно к этому вёл) является оптимальным выходом для обоих героев.
Традиционно так сложилось, что Ремарком нужно восторгаться, но «Жизнь взаймы» - не тот случай: произведение воспринимается как довольно крепко сбитый роман не без наличия мысли. Хотя почитать, конечно, стоит.6469