Рецензия на книгу
Имя розы
Умберто Эко
Аноним6 июля 2024 г.Восторг
Я бы очень не хотела слить рассуждения об "Имени розы" в примитивный пересказ сюжета, поэтому долго так и эдак примерялась с написанным и выдаю теперь лишь эмоционально отозвавшееся:
Во-первых, Вильгельм Баскервильский - невероятный персонаж, который к своим 50+- в прямом смысле этого слова "настолько в своем познании преисполнился", в моих глазах выглядит, как образ человека, который получится как бы "на выходе" (хотя никакого выхода из него, разумеется, не предвидится) из пути неустанного образования, дисциплины, и наблюдения (читать "созидания"). Бывший инквизитор, ныне- советник императора- да, такие вот прыжки, и во мнениях этого персонажа есть несостыковки, о которых его ученик пишет: «Даже и ныне я, постарев и умудрившись, все-таки не могу понять, почему он, столь ценя суждения своего друга Оккама, одновременно преклонялся и перед доктринами Бэкона. Хотя следует признать, что в ту неспокойную пору умному человеку приходилось думать, бывало, взаимоисключающие вещи»- то есть он зажат между теологией и наукой; он монах, но из него так и рвутся философские идеи античности (а философия язычников была строго запрещена и наречена еретическими выдумками), однако он спокойно себе обучает своего ученика выводить силлогизмы и рассуждать критично, не съезжая в очевидности, и то, как он ведет себя с окружающими монахами, выступая в роли овода, приставленного к лошади, чтобы она не засыпала, что у них от него просто волосы дыбом- что-то в этом есть сократовское. Вообще, Умберто Эко здорово как бы между строк выявляет на его примере, насколько люди, считавшиеся самыми образованными - пастырями стада- ограничены в суждениях.
Пасхалкой- внешность Вильгельма зачем-то описали точной копией Шерлока Холмса (я даже статью об этом нашла), а характер- очень схожим с каноничным сыщиком + люди играются с именами героев: Баскервильский, его ученик Адсон/Ватсон, да и работа ему в монастыре дается детективная - нахожу в этом всем очень милый оммаж.
Во-вторых- многослойность. Кстати, и "именем розы" роман назван из-за этого: В «Заметках на полях…» Эко поясняет: "Заглавие «Имя розы» возникло почти случайно и подошло мне, потому что роза как символическая фигура до того насыщена смыслами, что смысла у нее почти нет."
История культуры, теология, философия, отголостки событий в сюжете и событий в современной политике: детальное описание средневекового аббатства, и настроений, витающих в нем: выученный страх перед библиотекой у монахов; ограниченных доступ к книгам (2 человека из такого многолюдного монастыря..) и строгая выдача их библиотекарем, в зависимости от того, достоин ли прочитать эту книгу человек, просящий ее; правило в скриптории переписывать труды, не вникая в их смысл (это не художества автора, а именно история культуры, и прошу заметить, что речь идет об ученных мужах того времени, потому что человек вне духовенства вообще не имел права получать образования); инквизиторы в роли эдаких "адвокатов дьявола" (да,такая себе игра слов), разящих виновных и безвинных в угоду политике Папы; споры и прямо-таки лютая ненависть (порождающая кровопролитные стычки) между представителями разных орденов, хотя различались они немногим- суждениями о том, был Иисус беден или нет (или смеялся ли он), правда, это немногое имело основополагающее значение в распределении политических сил. Политика? Книга же про монастырь и раскрытия дела о самоубийстве (или убийстве?) монаха в нем? ДА В ТОМ-ТО И ДЕЛО!5224