Рецензия на книгу
Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф
Клайв С. Льюис
Аноним7 декабря 2014 г.Some day you will be old enough to start reading fairy tales again.Эти слова – идеальное вступление для любой сказки. И пусть они были обращены к совершенно конкретному человеку, за время своего существования они заставили улыбнуться не одного взрослого, влюблённого в детские книги. Да и где эта грань между детством и взрослостью, если на самом деле мы всю жизнь остаёмся всё теми же? Другие игрушки, другие увлечения, но душа всё та же.
Когда я вижу в рецензиях слова «я, должно быть, вырос из этой книги», всегда вспоминаю Клайва С. Льюиса и мысленно добавляю «или ещё не дорос». Вырасти можно интеллектуально из второсортной взрослой литературы, а у всякой хорошей сказки есть два возраста: когда вы просто наслаждаетесь ей и когда вы начинаете её понимать. Ключевое слово здесь – хорошей, потому что, безусловно, даже в детской литературе встречаются неудачные экземпляры. Но, что радует, гораздо реже, чем в литературе взрослого мира.
Книга «Лев, колдунья и платяной шкаф» стала для меня первым знакомством с миром Нарнии. Впрочем, первым в бумажном виде, потому что экранизацию, пусть и частично, я видел, о чём безумно жалел ближе к концу истории, потому что добровольно лишил себя доброй части эмоций.
У книги потрясающий воспитательный потенциал. Если бы я прочитал её лет эдак пятнадцать назад, вероятно, я бы ходил под таким же впечатлением, как от «Властелина колец». Да и нарыдался бы знатно и совершенно не по-мужски. Так чем же она так хороша? Набор довольно стандартный для детской книги: добро и зло, дружба, семья, ответственность, храбрость, бобры… А всё-таки есть что-то в этой сказке особенное, не похожее на все остальные. И взрослые здесь – не плохие, а хорошие, верящие в невероятное. Такие сейчас только в виде сказочных персонажей и остались.
Борьба добра и зла, кстати, затрагивается как в глобальном смысле, охватывая целый мир, так и происходит внутри конкретного человека. И лично я не могу ответить на вопрос, что из этого важнее. Здесь есть совершенное зло, не наделённое ничем положительным, но есть и настоящее, человеческое зло, которое никогда не существует в чистом виде. И мне очень импонирует вывод, который напрашивается после прочтения книги: даже у того, кто совершил ошибку и прельстился тёмной стороной, есть шанс исправиться и спастись. Только сами по себе люди редко исправляются. И тогда автором поднимаются вопросы настоящей дружбы и семьи, любви, которая не знает деления на «плохой» и «хороший».
Часто слышал упрёк в адрес цикла о том, что здесь слишком большой религиозный подтекст. Не знаю, то ли понятие «слишком большой» настолько растяжимо, то ли конкретно в этой части его пока не так много, но я не увидел ничего ужасного. Да, есть прямые и косвенные намёки, но не думаю, что ребёнок хоть о чём-то из этого серьёзно задумается и тайком от родителей сбежит в монастырь. Или чего там ещё могут бояться люди, указывающие на религиозный подтекст в сказке? Как по мне, так вреда не больше, чем в сказках о скандинавских или греческих богах.
Подводя итоги, скажу только одно: даже если вдруг остальные книги цикла меня разочаруют, «Льва, колдунью и платяной шкаф» я с уверенностью буду советовать людям любых возрастов.
62924